Незадолго до начала Первой мировой войны, в 1913 году, в археологическую Службу древностей Египта для инспекции были доставлены находки, обнаруженные немецкой экспедицией во время раскопок близ селения Тель эль-Амарна. В соответствии с договорённостями между германской стороной и Службой древностей, распределение находок должно было происходить «в равных долях»: половину забирали первооткрыватели, а другую – египтяне (или, точнее, стоявшие за ними англичане и французы). Среди артефактов, выделенных в итоге для немецких музеев, затесался ничем не примечательный гипсовый блок. Возглавлявшему экспедицию археологу Людвигу Борхардту не составило ни малейшего труда вывезти бесполезный кусок гипса в Берлин. После нескольких искусных ударов молотка бесформенный блок раскололся. Сняв серебряную фольгу, которой предусмотрительно была обёрнута скульптура, исследователи открыли лик женщины, прекраснее которой ещё не видывал свет… Такова широко распространённая легенда о том, как, благодаря хитрому трюку с гипсом, был вывезен в Европу бюст древнеегипетской царицы Нефертити (около 1370–1330 до н. э.) – главной супруги фараона XVIII династии Аменхотепа IV, вошедшего в историю под именем Эхнатона.
Дремавшая в забвении более трёх тысячелетий, она неожиданно явилась миру из глубин седой древности, не только став эталоном женской красоты дня сегодняшнего, но и пробудив в массах небывалый интерес к искусству и цивилизации Древнего Египта. После обнаружения её знаменитого бюста, ныне хранящегося в берлинском Новом музее на Музейном острове, имя Нефертити было у всех на устах. Египетские власти, обнаружив умышленное хищение бесценного культурного памятника, пытались протестовать, но добиться своего им так и не удалось – уникальный скульптурный портрет египетской царицы остался достоянием Европы.
Впрочем, будь незаурядная красота Нефертити её единственным достоинством, мы бы вряд ли сейчас о ней говорили. В конце концов, красавиц на земле было и остаётся много, а когда речь идёт о Древнем Египте – там их вообще было хоть отбавляй: египтяне и египтянки знали толк в женской привлекательности и владели множеством секретов обольщения. А кроме того, как бы ни было привлекательно лицо, самое главное оружие женщины во все века – её интеллект. Именно благодаря острому уму и твёрдости духа Нефертити смогла добиться огромного влияния, недоступного женщинам того времени.
Впервые о существовании Нефертити узнал французский учёный позапрошлого столетия Жан-Франсуа Шампольон, сумевший, наконец, расшифровать древнеегипетские письмена. Однако поначалу имя её ни о чём особенно не говорило и редко упоминалось даже в научных трудах, рассчитанных на узкий круг специалистов. До сих пор происхождение царицы выяснено не до конца, на данный момент лидируют две версии.
Первая из них говорит о её иноземном происхождении. Весомым аргументом в пользу этой версии служит само имя Нефертити, которое в переводе с древнеегипетского означает «красавица пришла» (или «прекрасная пришла»). Учёные предполагают, что так царицу могли назвать уже после того, как она прибыла в столицу Фивы для бракосочетания с будущим фараоном. Сторонники этой версии считают супругу Аменхотепа IV принцессой Тадухепой, дочерью Тушратты, царя государства Митанни, присланной ко двору ещё отца фараона – Аменхотепа III, но почему-то не приглянувшейся царю.
Митанни – во многом загадочное царство, располагавшееся там, где сегодня сближаются границы Ирана, Ирака, Сирии, Турции. В культуре и языке митаннийцев отчётливо просматривается арийское начало. Не сквозят ли в облике Нефертити иноземные для Египта арийские черты?.. И не напоминает ли образ Атона, божества, которому поклонялись Эхнатон и Нефертити, одну из версий иконографии индоиранского солярного бога Митры (солнечный диск с лучами)?
Адепты же второй версии полагают, что Нефертити как главная супруга молодого фараона не могла быть иноземкой, она должна была происходить из египетской царской семьи, более того – состоять в близком родстве со своим мужем. Ведь ради соблюдения чистоты крови фараоны вступали в брак с родными сёстрами, племянницами… и даже родными дочерьми! Но ни в одном из списков представительниц царской фамилии не нашлось упоминания о Нефертити. А потому учёные выдвинули версию, что будущая царица родилась в семье знатного египетского вельможи Эйе, начальника колесничего войска, и, возможно, приходилась своему царственному суженому кузиной. Но как всё же Нефертити удалось в короткий срок всецело завладеть сердцем фараона? Ведь он не только забросил свой обширный гарем, но даже сделал невозможное – разделил с возлюбленной трон и власть?
Правление Аменхотепа IV ознаменовалось кардинальными религиозными реформами, войдя в историю Египта как «Амарнский период». Уже на шестом году своего правления фараон предпринимает невероятно смелый шаг: единоличным приказом низвергает всех прежних богов, включая неприкосновенного верховного бога Амона («Того, чьё имя сокрыто»), и устанавливает монотеистический культ нового солнечного бога – Атона. Желая утвердить своё решение, он покидает город Амона Фивы и в окружённой горами долине на восточном берегу Нила, на месте современной Амарны, основывает новую столицу – Ахетатон («Небосклон (горизонт) Атона»). На празднество в честь основания новой столицы фараон прибыл на золотой колеснице в образе сына солнечного бога. Он объявил распростёртым на земле придворным и военачальникам, что город возводится по приказу самого Атона, в месте, облюбованном Солнцем.
Вскоре имена других богов начали сбивать со стен храмов. Отныне каждого, кто решился бы поклоняться старым богам вопреки строжайшему запрету, ждала суровая участь: «Всякий ненавистный… подпадёт мечу, огонь пожирает его плоть… Обращает он (фараон – М. М.) мощь свою против тех, кто игнорирует учение его, милости свои к тем, кто знает его» – гласит надпись в одной из гробниц. Сам фараон выбирает себе новое имя – Эхнатон, то есть «Угодный Атону». А верховным жрецом нового бога, как можно судить по некоторым дошедшим до нас памятникам, становится… царица Нефертити.
Зачем фараону понадобились такие революционные меры?.. Возможно, потому, что своими реформами он нанёс сокрушительный удар жреческому сословию, которое к тому времени стало настолько всесильным, что не на шутку угрожало суверенитету фараоновой власти. Роль же Нефертити во всей этой истории до конца не выяснена. Однако есть немало аргументов в пользу того, что именно царица Нефертити окончательно укрепила решимость фараона полностью изменить религиозную жизнь страны и даже стала официальным представителем нового божественного культа. Вот что гласит, например, одна из надписей в гробнице Эйе: «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами , при звуке голоса её ликуют».
Вся новая столица изобиловала рельефами царицы, да и в храмах других городов Египта нашлось немало её портретов. Чаще всего Нефертити изображалась в высоком синем парике, обвитом золотыми лентами и украшенном уреем – символом царской власти, который олицетворял её связь с миром богов. Стены залы, возведённой Эхнатоном в новой столице для культовых праздничных церемоний, украшали огромные колоссы Нефертити, отождествляемой с богиней влаги, дочерью Солнца Тефнут, отвечавшей за мировую гармонию и за соблюдение божественных законов. Как полагают некоторые исследователи, в этой ипостаси Нефертити также могла изображаться в виде сфинкса, поражавшего палицей врагов Египта. Иногда египетские художники запечатлевали царственных супругов вместе, в окружении дочерей, а один из обнаруженных в Ахетатоне рельефов даже хранит столь интимный момент в жизни царственной пары, как поцелуй Эхнатона и Нефертити.
Есть немало свидетельств, что Эхнатон появлялся на публике лишь в сопровождении супруги и без её участия не обходилось ни одно важное религиозное действо – будь то жертвоприношение, священнодействие или празднество. Реформы Эхнатона не только полностью изменили религиозную жизнь страны, они оказали чрезвычайно сильное влияние на культуру, открыв эпоху расцвета древнеегипетского искусства. Несомненно, что Нефертити вдохновляла скульпторов и художников на создание выдающихся произведений – в том числе и её портретов. С именем царицы связано одно из первых мощных проявлений реализма в мировом искусстве. Скульптуры, рельефы, стенопись амарнской эпохи открывают для нас деятельную жизнь четы реформаторов.
В борьбе за установление нового порядка Нефертити, по всей вероятности, была правой рукой и безгранично преданным союзником своего мужа. Можно представить себе, как, поправ вековые традиции, фараон приглашал супругу на дипломатические переговоры, открыто советовался с ней в присутствии высокопоставленных сановников, брал её на смотры воинских городских застав и даже заставлял командующих отчитываться не только перед ним, но и перед Нефертити. Именно к ней, склонив головы, обращались высокородные просители, поднося дары и изливая заверения в безграничной преданности, и только она одна могла решить, кто из них достоин её хлопот перед фараоном, а кто не заслужил высочайшего доверия. Едва ли такое положение дел могло устраивать знатных особ, окружавших трон, но, казалось, ничто не могло изменить счастливого жребия красавицы Нефертити. Характерный сюжет амарнских рельефов – царь и царица, обласканные лучами-руками Атона, возносят ему благодарственные молитвы.
Однако вдруг происходит нечто, и… после полутора десятков триумфальных лет всеобщего поклонения Нефертити навсегда исчезает с политической арены Древнего Египта. Все упоминания о ней сходят на нет. До нас дошло скульптурное изображение Нефертити позднего периода её жизни – ни былой красоты, ни статности; постаревшая, ссутулившаяся женщина, на лице которой читается затаённое страдание… Что же случилось с этой удивительной женщиной, вознесённой рукой любящего мужа до уровня богов и столь таинственно низвергнутой им в пропасть забвения?..
По всей вероятности, причина была самая банальная. Нефертити, помогавшая возлюбленному супругу во всём, не смогла дать ему лишь одного – долгожданного наследника. Отданная замуж в возрасте 12–15 лет, за четырнадцать лет совместной жизни она подарила фараону шестерых дочерей. Однако престолу требовался мальчик, а возраст фараона, перешедший тридцатилетний рубеж, для того времени был уже весьма преклонным. Страшась смуты, которая могла начаться в случае его смерти, фараон берёт в свои покои новую наложницу, красавицу Кийю, и между столь горячо любившими друг друга супругами разверзается непреодолимая пропасть. А вскоре новой главной женой фараона становится его старшая дочь от Нефертити, юная Меритатон.
Спустя всего несколько лет после разрыва с Нефертити фараон умирает, а отданная ему в жёны дочь переходит к следующему фараону – загадочному Сменхкара. Кем он был и откуда взялся, точно не известно. Наиболее правдоподобной представляется версия, что Сменхкара – сын Эхнатона от его второй жены Кийи. Так или иначе, правит он очень недолго, менее трёх лет, а затем также, вслед за Эхнатоном, отправляется в долину мёртвых. Трон наследует знаменитый Тутанхамон, возможно, брат или сын Сменхкары. При нём происходит возвращение к старым религиозным культам, восстанавливаются заброшенные при Эхнатоне святилища прежних богов, столица в очередной раз переезжает – на этот раз в Мемфис. Впрочем, невзирая на реконструкцию старой духовной культуры, Тутанхамон не стал устраивать гонений на культ бога Атона, более того – иногда он даже называл себя его сыном. Возможно, так он пытался усмирить смуту и избежать гражданской войны, опасность которой назрела после смерти Эхнатона.
Увы, жизнь царицы Нефертити после опалы, равно как и её смерть, остаются для нас загадкой. Однако одно можно сказать точно: Нефертити не просто так прошла сквозь века и явилась нам в зените новой славы. Она пришла сказать что-то очень важное. О женской силе, о способности женщины править в обществе наравне с мужчиной, о том, что человек действительно хозяин своей судьбы, даже если против него – всё мироздание и вековые традиции. И ещё, конечно же, о любви…
Источник: журнал “Наука и религия” №12 2016г.