Кружева и кружевницы. Тараканова М.В.

Нам хочется думать, что в давние времена в одежде люди ценили прежде всего практичность. Это мы, суетные по­требители, все прихорашиваемся. Однако умение созда­вать ткани из воздуха — плести кружева — явно не впи­сывается в эту концепцию.

Кружевница. Ян Вермеер. Около 1669— 1671 гг.
Кружевница. Ян Вермеер. Около 1669— 1671 гг.

Символ знатности и богатства

Кружевная отделка присутствовала еще на одеждах фарао­нов. В Средневековье монахини исправно плели ажурные филейные сетки в технике, называемой в русской практике кружевоплетения «воздухами». Но только Возрождение ввело в широкий обиход эти рукотворные чудеса.

Первыми кружевом заинтересовались мужчины (как и каблуками, корсетами и париками). От них это укра­шение как знак статуса и богатства перешло к женщинам из высших кругов, а после прижилось в общем гардеробе.

 

 

«Негламурная» королева

Принцесса Беатрис в свадебном платье. Фата из кружева Хонитон, переданная матерью, королевой Викторией. Открытка. 1885 г.
Принцесса Беатрис в свадебном платье. Фата из кружева Хонитон, переданная матерью, королевой Викторией. Открытка. 1885 г.

Подвенечное платье королевы Виктории было украшено настоящим хонитонским кружевом, которое и сегодня делают в Девоне, тихой английской провинции, вблизи городка Хонитон.

Королевское кружево плела некая Джейн Бидни из деревушки Бир, известная кружевница, вместе с односельчанками.

Мастерицы получили за работу дополнительную оплату. А мисс Бидни — личное приглашение на свадьбу.

 

Самые знаменитые кружева

Самые знаменитые кружевные изделия в стиле игольного (шитого) кружева создавались в Венеции, Алансоне, Брюсселе. Венецианское кружево назы­валось «пунто ариа» — «стежок в воздухе». Такие кружева передавались по наследству, хранились по­колениями и надевались как фамильные драгоцен­ности — признак долгой знатности рода.

Ирландское плетение

Мотивы (детали) ирландского кружева.
Мотивы (детали) ирландского кружева.

Плетение «нанс ворк» — «нитяная работа» — сначала было работой монахинь, а позже стало заработком ирландских бедняков. «Картофельный голод» 1845— 1849 гг., один из самых тяжелых периодов ирландской истории, заставил крестьян браться за любую работу, в том числе и за вязание модного кружева. Поскольку создавалось оно из отдельных мелких фрагментов, рукоделием занимались и мужчины, вывязывая особо удававшиеся цветочки и листики целыми корзинами.

Раз в неделю их отвозили в город, где из разрозненных деталей собирали изделия любого вида, от пальто до зонтика.

Аристократические традиции

Мантилья. Карл Небель. 1836 г.
Мантилья. Карл Небель. 1836 г.

Особенно интересно обыгрывалось кружево в наря­дах благородных испанок: черноволосую головку при­крывала мантилья из кружев, придерживаемая высоким ажурным гребнем, — узоры из шелковых нитей и сло­новой кости прекрасно дополняли друг друга.

В Британии кружева появились вместе с чуть запоздав­шим Возрождением, в XVI в. Именно в это время там заро­дилось легендарное хонитонское кружево, названное так по месту создания: нити из тончайшего льна соединялись с шелковой шифоновой основой.

Не менее знаменитое ирландское кружево возникло одновременно с хонитонским, но популярность обрело позже. В ирландском круже­ве есть несколько стилей, ко­торые отличаются рисунком, узором сетки, толщиной нити и узорами, как, например, зна­менитая школа Орвието с ее гибкими упругими полукельтскими узорами.

Портрет Марии Стюарт. Неизвестный художник. 1578 г.
Портрет Марии Стюарт. Неизвестный художник. 1578 г.

 

Источник: журнал «Искусство. Загадки признанных шедевров». Тараканова М.В.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *