Памятники архитектуры Беларуси.

Уважаемый читатель,  представляем Вашему вниманию прекрасного качества фото-работы Сергея Мельника из художественно-изобразительного альбома “Беларусь. Памятники архитектуры”.

Очень радостно и приятно видеть,  как много красивейших и величавых памятников архитектуры сохранилось у нас на Родине, несмотря на войны и политические бури. Воздадим же должную благодарность автору этих фоторабот за его кропотливый и благословенный труд.

Свято-Александро-Невский собор, 1864-68 гг., г. Кобрин. Строительством собора ознаменовали  отмену крепостного права.

Рядом располагается  Памятник в честь победы в 1812 г. архитектуры ретроспективно-русского стиля

Свято-Покровский собор, 1924-31 гг., г. Барановичи. Памятник архитектуры неоклассицизма.

Торговые ряды, кон. XIX в. .     Свято-Александро-Невский собор, 1857-80 гг., г. Пружаны.

Дворец графов Пусловских, 1838 г., г. Коссово. Брестская область.

Самый яркий в Беларуси образец модного в первой половине XIX в. стиля романтизма. Архитектура коссовского дворца до предела насыщена многочисленными оборонно-декоративными неоготическими элементами, что придало дворцу весьма воинственный вид, более соответствующий средневековому замку.

Увлечение романтикой проявилось и в выборе места строительства – рядом с усадьбой, в которой родился один из известнейших в мире белорусов Тадеуш Костюшко, что также добавило историко­романтической окраски.

Костел Наисвятейшего Сердца Иисуса, 1907-11 гг., неоготика, д. Столовичи.

«Романтические» въездные ворота в усадебно-парковый комплекс графа Пусловского, XVIII-XIX вв., д. Старые Пески.

Костел Св. Андрея Баболи, 1908-14 гг., псевдобарокко, г.п. Лынтупы.

Костел Св. Иоанна Крестителя, 1603-06 гг., д. Камаи. Витебская область.

                                                                                                                                          Готический памятник оборонно-культового зодчества вобрал черты таких стилей как, ренессанс и барокко.

Костел Пресвятой Троицы, 1764-1782 гг., г. Глубокое. Памятник архитектуры позднего барокко.

Костел Наисвятейшего Сердца Иисуса, 1903 г., неороманский стиль с элементами псевдоготики, д. Слободка.

Костел Св. Тадеуша, 1766-76 гг., д. Лучай Памятник архитектуры с чертами барокко и классицизма.

Свято-Николаевская церковь, 1894 г., г. Поставы.

 

Костел Св. Антония Падуанского, 1904 г., г. Поставы.

Костел Рождества Наисвятейшей Девы Марии, 1824г., г. Браслав.

Костел Пресвятой Троицы, 1914 г., г.п. Видзы.

Костел,1857г.,д. Сарья.

Костел, начало XX в., д. Плюсы.

Костел Божьего Тела, начало XX в., д. Иказнь.

Костел, 1884 г., д. Росица.

Костел Успения Наисвятейшей Девы Марии, 1907 г., г. Миоры.

Костел Св. Иоанна Крестителя, началоXX в., д. Опса. 

Западная часть Беларуси, особенно в Витебской области, ярко раскрашена базиликами неороманских и неоготических храмов повсеместно «торжествующих» в этих местах. Богатство внешнего декора создавалось сложной кладкой разнообразнейшего по форме фигурного кирпича.

Устремленность архитектурных форм ввысь особенно подчеркивают стрельчатые арки в фасаде и высокие шпили на башнях. Развитие концепций готики привело к созданию храмов внешне похожих на современные космические корабли, готовые к стремительному взлету. Их фасады с замысловатыми переплетениями ажурной пластики декора действительно напоминают языки пламени, а облака на горизонте – клубы дыма перед стартом в небо, на встречу с Творцом. «Пламенеющая» готика воплотила наиболее философски осмысленную концепцию культового зодчества – храма, как лестницы в небо, к вершинам и торжеству духовного над земным. Стремление вверх отразилось не только в формах, но и непосредственно в высоте, костел в Видзах самый высокий храм в Беларуси – 59 м.

Дворец Румянцевых-Паскевичей, XVIII-XIX вв., г. Гомель.

Спасо-Преображенская церковь, 1783 г., классицизм, г. Чечерс.

СвятоПокровская церковь, 1832 г., псевдорусский стиль, д. Корма.

Костел Пресвятой Троицы, 1913 г., неороманский стиль, г.п. Зельва.

В Мирском замке наиболее удачно воплотились стремления зодчих того времени к силуэтно-объемной выразительности построек и гармонии архитектурных форм с окружающим ландшафтом. У замка практически нет неудачных ракурсов, он прекрасно смотрится со всех сторон – и на закате и на рассвете его завораживающий готический силуэт восхищает глаз. Со временем, когда исход войн начал решаться более в битве на поле, а не при штурме укреплений, замок частично приобрел ренессансные черты после строительства во внутреннем дворе роскошной, (загородной) дворец-резиденции князей Радзивиллов, достойной по роскоши для приема королевских особ. Воинственные черты его башен значительно «подобрели», сменив узкие бойницы на цветные стекла окон, оштукатуренные стены и проемы ниш.

Костел Св. Михаила архангела, 1524 г., д. Гнезно.

Свято-Михайловская церковь оборонного типа, 1407 г., д. Сынковичи.

Свято-Рождества-Богородицкая церковь, 1524 г., д. Мурованка.

Наиболее удачным и изящным воплощением тенденций готического оборонно-культового зодчества, характерных для XV-XVI веков в Беларуси, являются церкви-крепости в Сынковичах и Мурованке.

Укрепленные широкими стенами, с бойницами в башнях, эти храмы внешне напоминают небольшой, но неприступный замок, обладая тем не менее ярко выраженной пластичностью внешних форм и изысканным оформлением фасада.

Костел Воздвижения Святого Креста, 1433, д. Вселюб.

Костел Пресвятой Троицы, 1815г.,д. Индура.

Строгая и холодная на взгляд помпезность форм и декора – отличительные черты стиля ампир, в котором сооружен костел, создают однако неповторимое ощущение торжественности. Для посещения подобного храма возникает желание надеть фрак. Достроенные позже боковые башни с элементами барокко придали некоторой «теплоты» стенам храма и одновременно усложнили восприятие получившегося композиционного нагромождения, оценить которое может только вдумчивый взгляд.

Лошицкий усадебно-парковый комплекс, 1895 г., г. Минск.

Усадебно-парковый ансамбль графа Гуттен – Чапского, XIX в., д. Станьково.

Дворцово-парковый ансамбль, 1827 г., д. Снов.

  Дворец магнатов Рдултовских в стиле классицизма вместил в себя более ста комнат и растянулся в длину на сто сорок метров.

Костел Воздвижения Св. Креста, 1906-13 гг., г. Вилейка.

Свято-Воскресенский собор, 1874 г. и памятник основателю города князю Борису, 2002 г., г. Борисов.

Во времена постройки храма наблюдалось своеобразное архитектурное противостояние восточной и западной школ культового зодчества. Большое распространение получили, особенно в западной части Беларуси, неоготические и неороманские костелы.

Российские власти, опираясь на теорию о великой русской культуре, противопоставили свое «нео»- обновленное старомосковское церковное зодчество, богатое декором и композиционной насыщенностью.

Воскресенский девятикупольный собор – ярчайшая иллюстрация ретроспективно-русского стиля.

Костел Успения Наисвятейшей Девы Марии, 1633-1643 гг., позднее барокко, д. Будслав.

Костел Св. Юзефа, 1816 г., классицизм, г. Воложин.

Свято-Никольский женский монастырь, 1 6 6 9 – 1 6 7 2 г г.

Свято-Александро-Невская церковь, 1870 г.

Свято-Георгиевский храм, 1907 г., г. Бобруйск.

Костел Наисвятейшей Девы Марии 1614 г., барокко и рококо, г. Мстиславль.

 

 

Источник: художественно-изобразительный альбом “Беларусь. Памятники архитектуры”. Сергей Мельник.

One Comment on “Памятники архитектуры Беларуси.”

  1. Какая Красота идёт к нам из глубины веков! И как нужно трепетно хранить её для будущих поколений, ибо красота, духовность, культурные и самобытные традиции – это корни народа, делающие его единым, стойким, способным проложить Путь в светлое Будущее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *