За вдохновением для своих магических шедевров художник-символист Николай Рерих пускался в реальные и весьма опасные странствия.
Художнику было уже за 50, когда он с женой и сыном Юрием, востоковедом, предпринял несколько трудных экспедиций по Азии. Рискуя здоровьем и жизнями, Рерихи пробирались по заснеженным горным перевалам узкими караванными тропами, на которых попадались тела замерзших путников; случалось отражать нападения бандитов. В ходе центральноазиатской экспедиции Рериху с семьей и спутниками пришлось пять месяцев провести в палатках среди снегов на высокогорном плато, пока местные власти не разрешили двигаться дальше; пять человек в отряде не пережили тяжелую зимовку. Художник мирился с тяготами не только ради ландшафтов умопомрачительной красоты или сбора сведений о культуре труднодоступных регионов. В горы Рериха вел и духовный поиск. Европейские мистики первой половины XX века считали Восток, особенно Индию и таинственный Тибет, средоточием древней мудрости. Художник тоже стремился глубже изучить восточные религии в поисках истины, которая могла бы изменить мир. Особенно Рериха интересовал буддизм и связанные с ним предания и символы.
По словам Александры Барковой, специалиста по мифологии и фольклору, картина Рериха «Чинтамани» — «не только отражение гималайской легенды, но и знак того, что с высот духа всему человечеству посылается чудесное сокровище Мудрости».
1 Горы.
Многочисленные изображения Гималаев и Тибета стали визитной карточкой художника. Как пишет историк Всеволод Володарский, исследователь его творчества, за Рерихом прочно закрепилось определение «мастер гор».
Для художника Гималаи стали символом духовного восхождения человека.
При этом Рериху было важно писать пейзажи с натуры: «Убедительность — это магическое качество творчества, не объяснимое словами, — создается лишь наслоением истинных впечатлений действительности. Горы — везде горы, вода — всюду вода, небо — везде небо, люди — везде люди. Но тем не менее, если вы будете, сидя в Альпах, изображать Гималаи, что-то несказуемое, убеждающее будет отсутствовать».
2 Сокровище.
В тибетском буддизме камень Чинтамани — драгоценность, исполняющая желания. Это одно из семи легендарных сокровищ царя чакраварти- на — идеального правителя, восстанавливающего в мире закон. «Чинтамани — древнейшее представление Индии о счастье мира», — писал сам Рерих. Художник часто изображал чудесный камень из легенд разных народов на картинах и упоминал о нем в очерках.
3 Знак.
Чинтамани изображают по-разному, нередко в виде трех кругов. В буддизме так выглядит Триратна — символ трех духовных сокровищ (Будды, его учения и монашеской общины). Рерих отмечал, что такой знак встречается в самых разных культурах, и считал его одним из древнейших в истории человечества. На его основе художник создал символ для Знамени Мира — эмблемы Пакта Рериха. Значение символа на Знамени Мира, по словам Рериха, «прошлое, настоящее и будущее в кольце Вечности» либо «искусство, наука и религия в кольце Культуры».
4 Конь.
Чинтамани в тибетской живописи часто можно увидеть на спине белой или светлосерой лошади. Этого коня тибетцы считают символом жизненной силы и духовной мощи.
Его изображают, в частности, на молитвенных флагах лунгта (в переводе с тибетского «конь ветра») для защиты от зла. «Сердце помнит, как от Великой Шамбалы, от священных горных высот в сужденный час сойдет конь одинокий, и на седле его вместо всадника будет сиять Сокровище мира», — писал Рерих о стране из восточных легенд, в которую могут попасть лишь избранные.
5 Палитра.
Рерих принципиально использовал звучные, чистые цвета. «Каждый должен снова подумать о ярких, блестящих оттенках, которые всегда знаменуют эпоху возрождения», — призывал живописец.
Изучая искусство Ренессанса, он обратил внимание, как обогащает краску просвечивающий сквозь нее цветной грунт, и применил этот метод в том числе для горных пейзажей.
6 Техника.
Примерно с 1906 года Рерих все чаще писал картины не маслом, а темперой, подобно древнерусским иконам. Темпера, которая ложится ровным слоем, более пригодна для декоративно-плоскостной живописи, отмечает ведущий научный сотрудник Русского музея Людмила Короткина. Эта особенность материала соответствовала творческой манере Рериха. Художник, разочаровавшись в фабричной темпере, стал изготавливать эти краски по своему рецепту.
7 Перспектива.
Художник показывает зрителю горный пейзаж как бы отстраненно, с большой высоты, используя параллельную перспективу: точка схода бесконечно удалена, изображение четко делится по горизонтали на ярусы, и объекты на дальнем плане не сильно сокращаются в размерах. Этот прием часто использовали мастера китайской живописи.
8 Горизонтальная композиция.
Пейзажи Рерих почти никогда не строил по вертикали. Ему важно было показать, как широко простираются заснеженные гребни гор, создать ощущение статичности, величественного спокойствия.
Источник: журнал «Вокруг света»