Лучше гор. Наталья Овчинникова.

За вдохновением для своих магических шедевров художник-символист Николай Рерих пускался в реальные и весьма опасные странствия.

Художнику было уже за 50, когда он с женой и сыном Юрием, востоковедом, предпринял несколько трудных экспедиций по Азии. Ри­скуя здоровьем и жизнями, Рерихи проби­рались по заснеженным горным перевалам узкими караванными тропами, на которых попадались тела замерзших путников; слу­чалось отражать нападения бандитов. В хо­де центральноазиатской экспедиции Рериху с семьей и спутниками пришлось пять меся­цев провести в палатках среди снегов на вы­сокогорном плато, пока местные власти не разрешили двигаться дальше; пять человек в отряде не пережили тяжелую зимовку. Ху­дожник мирился с тяготами не только ради ландшафтов умопомрачительной красоты или сбора сведений о культуре труднодо­ступных регионов. В горы Рериха вел и ду­ховный поиск. Европейские мистики первой половины XX века считали Восток, особенно Индию и таинственный Тибет, средоточием древней мудрости. Художник тоже стремил­ся глубже изучить восточные религии в по­исках истины, которая могла бы изменить мир. Особенно Рериха интересовал буддизм и связанные с ним предания и символы.

По словам Александры Барковой, спе­циалиста по мифологии и фольклору, карти­на Рериха «Чинтамани» — «не только отра­жение гималайской легенды, но и знак того, что с высот духа всему человечеству посыла­ется чудесное сокровище Мудрости».

1 Горы.

Много­численные изобра­жения Гималаев и Тибета стали ви­зитной карточкой художника. Как пи­шет историк Всево­лод Володарский, исследователь его творчества, за Ре­рихом прочно за­крепилось опреде­ление «мастер гор».

Для художника Ги­малаи стали симво­лом духовного вос­хождения человека.

При этом Рериху было важно писать пейзажи с натуры: «Убедительность — это магическое ка­чество творчества, не объяснимое сло­вами, — создает­ся лишь наслоением истинных впечатле­ний действительно­сти. Горы — везде горы, вода — всюду вода, небо — везде небо, люди — везде люди. Но тем не ме­нее, если вы будете, сидя в Альпах, изо­бражать Гималаи, что-то несказуемое, убеждающее будет отсутствовать».

2 Сокровище.

В тибетском буддиз­ме камень Чинта­мани — драгоцен­ность, исполняющая желания. Это одно из семи леген­дарных сокровищ царя чакраварти- на — идеально­го правителя, вос­станавливающего в мире закон. «Чин­тамани — древнейшее представле­ние Индии о счастье мира», — писал сам Рерих. Худож­ник часто изобра­жал чудесный ка­мень из легенд разных народов на картинах и упоми­нал о нем в очерках.

3 Знак.

Чинта­мани изображают по-разному, неред­ко в виде трех кру­гов. В буддизме так выглядит Триратна — символ трех духовных сокровищ (Будды, его учения и монашеской об­щины). Рерих отме­чал, что такой знак встречается в са­мых разных куль­турах, и считал его одним из древней­ших в истории че­ловечества. На его основе художник создал символ для Знамени Мира — эмблемы Пакта Ре­риха. Значение сим­вола на Знамени Мира, по словам Ре­риха, «прошлое, на­стоящее и будущее в кольце Вечности» либо «искусство, наука и религия в кольце Культуры».

4 Конь.

Чинтамани в тибетской жи­вописи часто мож­но увидеть на спине белой или светло­серой лошади. Это­го коня тибетцы считают символом жизненной силы и духовной мощи.

Его изображают, в частности, на мо­литвенных флагах лунгта (в переводе с тибетского «конь ветра») для защи­ты от зла. «Серд­це помнит, как от Великой Шамбалы, от священных гор­ных высот в суж­денный час сой­дет конь одинокий, и на седле его вме­сто всадника будет сиять Сокровище мира», — писал Ре­рих о стране из вос­точных легенд, в ко­торую могут попасть лишь избранные.

5 Палитра.

Рерих принципиально ис­пользовал звучные, чистые цвета. «Каж­дый должен снова подумать о ярких, блестящих оттенках, которые всегда зна­менуют эпоху воз­рождения», — при­зывал живописец.

Изучая искусство Ренессанса, он об­ратил внимание, как обогащает краску просвечивающий сквозь нее цветной грунт, и применил этот метод в том числе для горных пейзажей.

6 Техника.

Примерно с 1906 года Рерих все чаще пи­сал картины не мас­лом, а темперой, подобно древнерус­ским иконам. Тем­пера, которая ло­жится ровным слоем, более при­годна для декора­тивно-плоскостной живописи, отмеча­ет ведущий научный сотрудник Русско­го музея Людмила Короткина. Эта осо­бенность материа­ла соответствовала творческой манере Рериха. Художник, разочаровавшись в фабричной темпе­ре, стал изготавли­вать эти краски по своему рецепту.

7 Перспектива.

Художник по­казывает зрите­лю горный пейзаж как бы отстраненно, с большой высоты, используя парал­лельную перспекти­ву: точка схода бес­конечно удалена, изображение чет­ко делится по го­ризонтали на яру­сы, и объекты на дальнем плане не сильно сокращают­ся в размерах. Этот прием часто ис­пользовали масте­ра китайской жи­вописи.

8 Горизонталь­ная композиция.

Пейзажи Рерих поч­ти никогда не стро­ил по вертикали. Ему важно было по­казать, как широ­ко простираются за­снеженные гребни гор, создать ощу­щение статично­сти, величественно­го спокойствия.

Источник: журнал «Вокруг света»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *