Маркграфиня Ута.

Собор Петра и Павла в городе Наумбурге (Германия) украшают знаменитые статуи маркграфа Эккехарда и маркграфини Уты. Очень похожие фигуры изобразил на боковых частях своего триптиха «Fiat Rex!» Н.К.Рерих в 1934 году. На одной из них – рыцарь в длинном красном плаще. На его синем щите золотом горит загадочный знак – три круга. Рыцарь опирается на меч. Слева от короля – женская фигура в длинном платье, поверх которого наброшен такой же красный плащ.

Та же женская фигура в красном плаще и на картине «Держательница Мира», которую Николай Рерих написал в 1933 году. На фоне белоснежных вершин, символа духовных восхождений, величественно стоит женщина. Судя по одеянию, незнакомка явно принадлежит к знатному средневековому роду. Ее голову венчает изящная корона, а одеяние волнами струится до пят, скрывая изящную фигуру. Одной рукой она приподнимает воротник плаща, а в другой держит таинственный ларец-ковчег, в котором хранился сокровенный талисман – Небесный Камень, Сокровище Мира. Известно, что картину «Держательница Мира» художник посвятил своей жене Елене Ивановне, изобразив её в облике легендарной Уты из Наумбурга.

Что же нам известно об этой прекрасной маркграфине? История сохранила о ней очень мало сведений, повествование об Уте встречаются только в документах, начиная с 13 и 14 веков. Впервые о ней упоминается в Наумбургском свидетельстве от 1249 года. Ута фон Балленштедт/ Майссен/ Наумбург родилась 1 января предположительно 1000 года. Ее родителями были маркграф Адальберт фон Балленштедт и Хидда, дочь графа Ходо I (965-993) Саксонского. Нам известна родина Утты – это живописный Гарц, красивейший горный уголок в Германии. Одно из главных семейных владений, Ашерслебен, окрестили «воротами к Гарцу». Это старейший город на этой земле. Другая усадьба, Балленштедт, долгое время оставалась небольшим поселением с крепостью. Как и положено, в крепости был выстроен дворец для большой семьи графа Адальберта.

Ута имела трёх братьев и одну сестру: Эсико – граф, основатель рода Асканиев, Дитрих – настоятель церкви в Балленштедте, Лудольф – монах монастыря Корвэй, Хацеха – настоятельница аббатства Гернроде.

Воспитание и образование юная графиня получила в одном из женских монастырей, расположенных вблизи семейных поместий. Предназначались они для представительниц высокой знати, играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академий и университетов. В монастырях велось летописание, переписывались книги, создавались трактаты, собирались богатые библиотеки. Управлялись женские обители чаще всего принцессами. Ута много читала, прекрасно разбиралась в истории, любила музыку, хорошо играла на органе, знала лекарственные травы. Главное качество, которое прививали ей с детства – домовитость и почитание будущего супруга. Но, выйдя замуж, маркграфиня не ограничивалась только этим, она активно участвовала в делах мужа, разделяя с ним тяготы многотрудного правления. Она была очень хороша собой, очень женственна. Сохранились народные баллады про Уту, которые рассказывают о ее удивительном, неземном характере и приписывают ей чудодейственные качества личности. Рассказывают о связи Уты с Великой Матерью друидов Вальдегундой.

Брак Уты с графом Майсенским был, по всей видимости, следствием политических интересов. Эккехард II , который правил графством 15 лет (1031 –1046) вплоть до своей внезапной кончины, был отважным воином и справедливым правителем. Сохранился отзыв императора Генриха III о своем вассале Эккехарде II: «вернейший из верных».

Брак Утты и Эккехарда остался бездетным. На этом браке окончился род Эккехардинов. После смерти своего супруга в 1046 году Ута в возрасте 46 лет ушла в монастырь аббатства Гернроде, которым управляла её сестра Хацеха, отказавшись от наследства мужа, которое частично перешло аббатству и кайзерше Агнес. Дата смерти Утты не установлена, известно лишь, что это произошло 23 октября.

Семья маркграфов Мейсенских основала и построила в стратегически удобном месте Наум отлично защищенную крепость, которая быстро обросла крестьянскими хозяйствами, и бедный люд со всех сторон потянулся под защиту сильных и справедливых господ. Так возник Наумбург, один из первых средневековых городов Германии.

Спустя два столетия, в XIII веке, благодарные жители Наумбурга увековечат память основателей города, установив в городском соборе Петра и Павла 12 удивительных по своей выразительности статуй знатных горожан. В западной части собора на высоте примерно три метра высятся фигуры маркграфа Эккехарда II и его прекрасной супруги Уты. Её лицо излучает чистоту и силу. На груди у маркграфини – шестиконечная звезда Давида с тремя окружностями на каждом луче. Сохранились сведения о том, что когда-то на статуе Уты были рунические знаки. Потом их кто-то стер. Сочетание древнейших символов на статуе Уты говорит о многом.

Руководил изготовлением изваяний мастер, имя которого хроники не сохранили. К нему приходили жители города и рассказывали о тех людях, портреты которых ему предстояло вытесать из камня. Постепенно мастер создавал их облики, вначале перед своим мысленным взором, затем в камне. Скульптуры казались живыми, и только лица Уты он никак не мог «увидеть». Тогда мастер поручил создать статую Уты своему ученику, посоветовав ему отправиться в путешествие, набраться впечатлений и заодно отвезти богатому феодалу эскиз его родового герба.

Ученик прибыл в замок, и разложил на столе перед хозяином свои работы, которые очень понравились господину и он велел позвать свою жену их посмотреть.

Когда в зал вошла женщина, ученик застыл, пораженный увиденным. Перед ним стояла молодая женщина редкой красоты и грации. Тело ее было окутано красным плащом с поднятым воротником. Во всем ее облике было что-то необычное и притягательное. Ученик смотрел на нее, запоминал рисунок лица, особенности жестов и понял – перед ним облик Уты, который он искал.

После того, как статуя Уты была изготовлена, ученик оставил мирскую жизнь и ушел в монастырь, став монахом, братом Экбертом. До самой смерти он хранил в сердце и боготворил прекрасный облик графини. Эту историю рассказывает книга «Ута и слепой» Зигфрида Бергера, написанная в 40-х годах ХХ века по историческому документу, найденному в монастыре.

Среди исследователей существует предположение, что подмастерье встречался с графиней Ротенбургской, которая жила в это же время недалеко от Наумбурга, и именно её прекрасный облик запечатлел в статуе Уты. Имя графини Ротенбургской нам хорошо известно благодаря удивительному событию из её жизни. Однажды вечером у городских ворот остановилась кавалькада всадников, проделавших долгий путь по дорогам Европы. Спасаясь от еврейских погромов в Испании, они бежали в Германию. Их предводитель, знаменитый раввин Мозес де Леона из Вальядолиды (1250-1307), известный своей ученостью и связями с тайными науками, попросил убежища у графини, которая, проявив неслыханное по тем страшным временам мужество, впустила беглецов и оставила их в своих владениях до тех пор, пока опасность не миновала. В благодарность за спасение раввин передал ей на дальнейшее хранение сокровенный Камень и кусок выделанной старинной кожи с особыми знаками на поверхности. Из этой кожи по приказу графини был изготовлен ларец для хранения Камня.

В легенде о Камне («Криптограммы Востока») говорится: «Храните Камень в ковчеге, привезенном из Ротенбурга. На нем четыре квадрата со знаком «М» в каждом. Явление будет ясно, когда Я произнесу: Путь четверых на Восток. Ничто не убавит Заповедь. Уступите сужденному часу. Соберу воинов Звезды Моей. Кому суждено познанное во времени, те соберутся. …» А вот что рассказывает об этом Елена Ивановна в своем письме от 18.11.35 г.: «… Ларец, упомянутый в легенде, относится к XIII столетию и по преданию он сделан из кожи, принадлежавшей самому Соломону. На коже имеется много алхимических символов. Знаменитый раввин Моисей де Леона, составитель Зохара, преследуемый испанцами во время гонения на евреев, нашел защиту в лице германской феодалки, допустившей его и гонимых в свои владения. В благодарность он подарил ей талисман и этот драгоценный кусок кожи. Феодалка приказала сделать из этой кожи ларец и хранила в нем полученный талисман…».

Прошло много столетий, но тайна Уты фон Балленштедт, так и не разгадана. Её жизнь обросла массой догадок и предположений, но и по сей день в Наумбургский собор приходят тысячи людей, чтобы полюбоваться статуей прекрасной и загадочной маркграфини.

Источник: “Женщины мира – деятельницы на мире культуры”, т.2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *