Основоположники российского подводного флота. Казимир Черновский, Карл Шильдер.

Несколько лет назад я побывал на Кольском полуострове на одной из военных баз российского подводного флота, где посетил местный музей, посвященный истории создания и развития Военно-морского флота России. Экскурсовод рассказала нам, что у истоков создания российского подводного флота стояли уроженцы Беларуси Казимир Черновский и Карл Шильдер, и показала соответствующие экспонаты — фотографии чертежей первых подводных лодок, сконструированных и построенных этими инженерами. Услышав эту информацию, я заинтересовался — ведь Беларусь никогда не была морской державой и такая тяга к морю наших соотечественников удивляла. Одним словом, я решил разобраться.

Оказывается, Казимир Гаврилович Черновский (1791—1847) был не только ученым-изобретателем, но и пламенным революционером. Уроженец Игуменского повета Минского воеводства (теперь Червеньский район Минской области), сын местного помещика, он в годы учебы в Петербурге в медико-хирургической академии увлекся одновременно реализацией идеи создания под­водного судна и революционными взглядами тайных обществ декабристов. В 1829 году Черновского, как члена «Национального патриотического общества», арестовали. Находясь в заключении в Петропавловской крепости, он вернулся к своим увлечениям и без всякой литературы, приборов и технических приспособлений, фактически по памяти, создал чертежи и подробное техническое описание проекта подводной лодки, которые сумел передать через тюремную администрацию лично императору Николаю I, надеясь на помилование и предоставление необходимых средств для продолжения работы (как дворянин, он имел на это право).

Однако царь потребовал доработать проект. Казимир Гаврилович продолжил работу и в 1832 году представил новые документы. До нас дошли чертежи Черновского. Он предлагал создать судно с металлическим корпусом цилиндрической обтекаемой формы, способное опускаться под воду и плавать как под ней, так и на ее поверхности. Опускание и подъем корабля должны были осуществляться за счет наполнения водой или опорожнения специальных кожаных ем­костей. Для движения под водой Черновский предлагал использовать реактивную толчковую струю, как это делают не­которые морские животные, например медузы, кальмары, осьминоги и спруты. Ее должны были  создавать весла своеобразной конструкции с закрывающимися и рас­крывающимися концами наподобие зонтов. Движение по водной поверхности осуществлялось при помощи паруса. И мачта, и весла при необходимости складывались внутри корпуса судна.

Черновский детально проработал все вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности экипажа подводной лодки: его раз­мещение и питание, систему поддержания необходимого давления внутри корпуса лодки при ее нахождении на глубине и вентиляции. Так как субмарину предлагалось использовать в первую очередь в военных целях, было описано ее вооружение. Черновский разработал также чертежи водолазных скафандров и перископа.

Военное министерство официально отклонило проект Черновского. Однако его идеи и технические разработки были приня­ты к сведению и легли в основу практических работ по созданию подводной лодки, которые проводились в это время под руководством нашего земляка, уроженца Невельского повета Витебской губернии (теперь Невельский район Псковской области), военного инженера генерала Карла Андреевича Шильдера (1785—1854).

Участник войн с наполеоновской Францией и русско-турецкой войны 1828—1829 годов, генерал-адъютант К. А. Шильдер много сделал для развития военного искусства. Он создал систему контрминной борьбы, обосновал инженерные атаку и оборону, проводил испытания боевых ракет при обороне и осаде крепостей. Талантливый инженер и изобретатель, Карл Андреевич разработал и реализовал на практике многие военно-технические новинки: понтонный и усовершенствованный висячий мосты, гальваниче­ские и гальваноударные ракеты и подводные мины, подвижный паром с ракетными установками, стрельбу боевыми ракетами из-под воды. Вооруженный по его проекту ракетами и ствольной артиллерией пароход «Отва­га» стал, по сути, прообразом эсминца.

Самым известным изобре­тением генерала Шильдера явилась первая бронированная подводная лодка. Учиты­вая разработки Черновского, Шильдер создал металлическую субмарину водоизмещением 18 тонн, способную погружаться на глубину до 20 метров и двигаться под водой со скоростью около 0,5 узла.

Такая подводная лодка приводилась в движение при помощи четырех специальных гребков наподобие гусиных лапок, двигающихся с помощью мускульной силы экипажа. На по­верхности воды она передвигалась под парусами, при опускании под воду ее мачта складывалась внутри корпуса судна. Экипаж подводной лодки состоял из десяти человек; на вооружении были шесть зажигательных и фугасных ракет, запускаемых электрическим способом со специальных станков, крепившихся по обоим бортам лодки, и шестовая мина. Строительство бронированного подводного судна проходило в Петербурге на Александровском литейном заводе под личным руководством генерала Шильдера и в строгой тайне. 29 августа 1834 года на реке Неве в присутствии императора Николая I были проведены ее успешные испытания. С лодки запускались четырех­ дюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей — парусных шаланд на якорях. Проект подводной лодки Шильдера был настолько засекречен, что о ее дальнейшей судьбе нам ничего неизвестно и сама лодка пропала бесследно.

Как же сложилась дальнейшая судьба основоположников рос­сийского подводного флота, уроженцев Беларуси Казимира Черновского и Карла Шильдера?

В 1834 году — в год испытаний подводной лодки — Черновский был освобожден из тюрьмы (последнее время он находился в Шлиссельбургской цитадели) и направлен на вечное поселение в Архангельск. Верный революционным идеям, он вместе с другими ссыльными единомышленниками строил планы по поднятию восстания на русском Севере, захвату кораблей и переходу в Испанию на помощь повстанцам, где в тот момент произошла очередная революция. Однако заговор раскрыли, и Черновский был направлен на пожизненную ссылку в Вятскую губернию, где скончался в городе Сарапуле в 1847 году в возрасте пятидесяти пяти лет.

Заслуги генерал-адъютанта Шильдера высоко ценил император Николай I. В 1853 году началась Крымская война, и Карл Андреевич отправился на Балканский театр военных действий в действующую армию. Во время осады Силистрии на Дунае в Болгарии при обходе осадных работ он был тяжело ранен осколком гранаты в ногу и от полученных ран скончался в военном госпитале в городе Калараш (Молдова) в 1854 году в возрасте шестидесяти девяти лет.

Вот такие разные судьбы двоих наших земляков из далекого XIX века. Дворянина-революционера Казимира Черновского и царского генерала Карла Шильдера неразрывно связывали интерес к науке и любовь к морю, что привело к созданию первой в России подводной лодки.

 

Источник:  “Великое наследие Беларуси”. Сергей Лютко . Минск “Беларусь” , 2019г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *