Несколько лет назад я побывал на Кольском полуострове на одной из военных баз российского подводного флота, где посетил местный музей, посвященный истории создания и развития Военно-морского флота России. Экскурсовод рассказала нам, что у истоков создания российского подводного флота стояли уроженцы Беларуси Казимир Черновский и Карл Шильдер, и показала соответствующие экспонаты — фотографии чертежей первых подводных лодок, сконструированных и построенных этими инженерами. Услышав эту информацию, я заинтересовался — ведь Беларусь никогда не была морской державой и такая тяга к морю наших соотечественников удивляла. Одним словом, я решил разобраться.
Оказывается, Казимир Гаврилович Черновский (1791—1847) был не только ученым-изобретателем, но и пламенным революционером. Уроженец Игуменского повета Минского воеводства (теперь Червеньский район Минской области), сын местного помещика, он в годы учебы в Петербурге в медико-хирургической академии увлекся одновременно реализацией идеи создания подводного судна и революционными взглядами тайных обществ декабристов. В 1829 году Черновского, как члена «Национального патриотического общества», арестовали. Находясь в заключении в Петропавловской крепости, он вернулся к своим увлечениям и без всякой литературы, приборов и технических приспособлений, фактически по памяти, создал чертежи и подробное техническое описание проекта подводной лодки, которые сумел передать через тюремную администрацию лично императору Николаю I, надеясь на помилование и предоставление необходимых средств для продолжения работы (как дворянин, он имел на это право).
Однако царь потребовал доработать проект. Казимир Гаврилович продолжил работу и в 1832 году представил новые документы. До нас дошли чертежи Черновского. Он предлагал создать судно с металлическим корпусом цилиндрической обтекаемой формы, способное опускаться под воду и плавать как под ней, так и на ее поверхности. Опускание и подъем корабля должны были осуществляться за счет наполнения водой или опорожнения специальных кожаных емкостей. Для движения под водой Черновский предлагал использовать реактивную толчковую струю, как это делают некоторые морские животные, например медузы, кальмары, осьминоги и спруты. Ее должны были создавать весла своеобразной конструкции с закрывающимися и раскрывающимися концами наподобие зонтов. Движение по водной поверхности осуществлялось при помощи паруса. И мачта, и весла при необходимости складывались внутри корпуса судна.
Черновский детально проработал все вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности экипажа подводной лодки: его размещение и питание, систему поддержания необходимого давления внутри корпуса лодки при ее нахождении на глубине и вентиляции. Так как субмарину предлагалось использовать в первую очередь в военных целях, было описано ее вооружение. Черновский разработал также чертежи водолазных скафандров и перископа.
Военное министерство официально отклонило проект Черновского. Однако его идеи и технические разработки были приняты к сведению и легли в основу практических работ по созданию подводной лодки, которые проводились в это время под руководством нашего земляка, уроженца Невельского повета Витебской губернии (теперь Невельский район Псковской области), военного инженера генерала Карла Андреевича Шильдера (1785—1854).
Участник войн с наполеоновской Францией и русско-турецкой войны 1828—1829 годов, генерал-адъютант К. А. Шильдер много сделал для развития военного искусства. Он создал систему контрминной борьбы, обосновал инженерные атаку и оборону, проводил испытания боевых ракет при обороне и осаде крепостей. Талантливый инженер и изобретатель, Карл Андреевич разработал и реализовал на практике многие военно-технические новинки: понтонный и усовершенствованный висячий мосты, гальванические и гальваноударные ракеты и подводные мины, подвижный паром с ракетными установками, стрельбу боевыми ракетами из-под воды. Вооруженный по его проекту ракетами и ствольной артиллерией пароход «Отвага» стал, по сути, прообразом эсминца.
Самым известным изобретением генерала Шильдера явилась первая бронированная подводная лодка. Учитывая разработки Черновского, Шильдер создал металлическую субмарину водоизмещением 18 тонн, способную погружаться на глубину до 20 метров и двигаться под водой со скоростью около 0,5 узла.
Такая подводная лодка приводилась в движение при помощи четырех специальных гребков наподобие гусиных лапок, двигающихся с помощью мускульной силы экипажа. На поверхности воды она передвигалась под парусами, при опускании под воду ее мачта складывалась внутри корпуса судна. Экипаж подводной лодки состоял из десяти человек; на вооружении были шесть зажигательных и фугасных ракет, запускаемых электрическим способом со специальных станков, крепившихся по обоим бортам лодки, и шестовая мина. Строительство бронированного подводного судна проходило в Петербурге на Александровском литейном заводе под личным руководством генерала Шильдера и в строгой тайне. 29 августа 1834 года на реке Неве в присутствии императора Николая I были проведены ее успешные испытания. С лодки запускались четырех дюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей — парусных шаланд на якорях. Проект подводной лодки Шильдера был настолько засекречен, что о ее дальнейшей судьбе нам ничего неизвестно и сама лодка пропала бесследно.
Как же сложилась дальнейшая судьба основоположников российского подводного флота, уроженцев Беларуси Казимира Черновского и Карла Шильдера?
В 1834 году — в год испытаний подводной лодки — Черновский был освобожден из тюрьмы (последнее время он находился в Шлиссельбургской цитадели) и направлен на вечное поселение в Архангельск. Верный революционным идеям, он вместе с другими ссыльными единомышленниками строил планы по поднятию восстания на русском Севере, захвату кораблей и переходу в Испанию на помощь повстанцам, где в тот момент произошла очередная революция. Однако заговор раскрыли, и Черновский был направлен на пожизненную ссылку в Вятскую губернию, где скончался в городе Сарапуле в 1847 году в возрасте пятидесяти пяти лет.
Заслуги генерал-адъютанта Шильдера высоко ценил император Николай I. В 1853 году началась Крымская война, и Карл Андреевич отправился на Балканский театр военных действий в действующую армию. Во время осады Силистрии на Дунае в Болгарии при обходе осадных работ он был тяжело ранен осколком гранаты в ногу и от полученных ран скончался в военном госпитале в городе Калараш (Молдова) в 1854 году в возрасте шестидесяти девяти лет.
Вот такие разные судьбы двоих наших земляков из далекого XIX века. Дворянина-революционера Казимира Черновского и царского генерала Карла Шильдера неразрывно связывали интерес к науке и любовь к морю, что привело к созданию первой в России подводной лодки.
Источник: “Великое наследие Беларуси”. Сергей Лютко . Минск “Беларусь” , 2019г.