«Русский Жюль Верн», «писатель-пророк» — такими эпитетами наделяли этого человека, сумевшего в яркой художественной форме предугадать на страницах своих романов многое из того, что появилось только в будущем. Достаточно назвать акваланг, орбитальную космическую станцию, пересадку органов… А еще он предрек собственную смерть, хотя и не был ясновидящим.
Следя за достижениями науки и техники, изучая труды по медицине и биологии, переписываясь с учеными, Беляев подмечал ростки нового, которые скрывались от обывательского взгляда, и понимал, какого прогресса достигнет человечество, на пороге каких грандиозных открытий оно стоит.
Александр Беляев оказался первым советским писателем, полностью посвятившим себя научной фантастике. Фактически это он открыл дорогу братьям Стругацким и другим отечественным мастерам столь популярного литературного жанра. О главных его произведениях — «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Звезда КЭЦ», «Ариэль» — высоко отзывались корифеи мировой научной фантастики, начиная с Г. Уэллса и кончая Р. Бредбери и А. Кларком. И сегодня, спустя многие десятилетия после выхода в свет книг А. Беляева, читать их по-прежнему очень увлекательно и поучительно.
Александр Романович Беляев родился 16 марта 1884 года в Смоленске, в семье православного священника. Мать, Наталья, занималась домом и детьми, коих вместе с Сашей было трое. К несчастью, старшая сестра будущего писателя скончалась еще в раннем детстве от саркомы легкого, а брат утонул, катаясь на лодке, будучи уже студентом ветеринарного института.
Отец настоял на том, чтобы Саша поступил в духовную семинарию, которую тот окончил в 1901 году, причем убежденным атеистом. Пылкий, азартный, увлекающийся, Александр еще в семинарии самостоятельно освоил рояль и скрипку и с разрешения ректора музицировал часами. Другой забавой юноши стала художественная фотография (сделанная им в те годы фотокомпозиция «человеческая голова на блюде в синих тонах» словно предвосхищает сюжет его знаменитого романа «Голова профессора Доуэля»). А еще он занимался в юности изучением эсперанто и изобрел стереоскопический проекционный фонарь.
Будущий писатель рос непоседой, выдумщиком всевозможных розыгрышей и шуток. Он мечтал о полетах. В детстве пытался взлететь, привязав к рукам веники, прыгал с крыши сарая с зонтом вместо парашюта, а позже изготовил самодельный парашют из маминых простыней. Смастерил оригинальный планер и однажды при очередной попытке взлететь неудачно упал с крыши. Травма эта сказалась впоследствии — с 35 лет Александр Романович мучился от болей в позвоночнике и даже бывал парализован на долгие месяцы.
Неожиданно молодого человека потянуло к актерству. В марте 1901 года он подписал контракт с театром смоленского Народного дома и целый год выступал в разных спектаклях. После смерти отца пришлось подрабатывать: давал частные уроки, рисовал театральные декорации, играл на скрипке в оркестре цирка Труцци, печатал в городских газетах музыкальные рецензии.
Первую русскую революцию 1905 года учащийся юридического лицея Александр Беляев встретил на строительстве баррикад. И в дальнейшем поддерживал связь с группой социал-революционеров, в связи с чем находился под негласным надзором губернского жандармского управления. В секретных отчетах жандармерии он проходил под кличкой «Живой». В августе 1906-го, когда занятия в лицее возобновились, за Беляевым была установлена слежка, а в ноябре у него на квартире произвели обыск. И все же спустя три года Александр благополучно окончил лицей, вернулся в Смоленск и начал заниматься юридической практикой, заняв должность помощника присяжного поверенного, а затем — и самого присяжного поверенного. Вскоре он заслужил репутацию хорошего адвоката и обзавелся постоянной клиентурой. Еще раньше неудачно женился, а в 1913 году вступил во второй брак с Верой Былинской.
Чтобы содержать семью, подрабатывал репортажами с театрально-концертных премьер и критическими заметками о губернской литературной жизни в газете «Смоленский вестник», куда со временем перешел на штатную работу. Адвокатскую практику Беляев тоже не бросал и за защиту одного богатого лесопромышленника получил щедрый гонорар. Его материальные возможности заметно возросли — появились большая арендованная квартира, хорошая обстановка, коллекция картин, домашняя библиотека… В 1915 году он совершил длительное путешествие по Европе, во время которого осуществил давнюю мечту — поднялся в воздух на гидроплане.
Молодой адвокат и журналист оставался завзятым театралом и театральным деятелем: играл в спектаклях домашнего театра, писал для него незатейливые одноактные интермедии, сам их ставил и делал для них эскизы декораций. И вот в московском детском журнале «Проталинка» появилась пьеса Беляева «Бабушка Мойра», и перед начинающим автором открылось серьезное литературное поприще.
Тогда же, в 1915 году, Александр Романович заболел костным туберкулезом позвонков, осложнившимся параличом ног. Тяжелая болезнь на шесть лет приковала его к постели, причем три первых года он пролежал в гипсовом корсете. Молодая жена отказалась ухаживать за больным мужем и покинула его. Удары судьбы писатель принял стоически. Он переехал в Ростов-на-Дону, стал сотрудничать с местной газетой «Приазовский край» и опубликовал в ней свой первый фантастический рассказ.
Поиски врачей-специалистов по костному туберкулезу привели писателя с матерью и старушкой-няней в Ялту, где в больнице, чтобы заглушить отчаяние, он начал писать стихи. Стараясь занять себя, изучал иностранные языки, биологию, медицину, историю, технику (все это самообразование и придаст такую поразительную достоверность его научной фантастике), «…моя жизнь сложилась в эти годы к жизни «головы без тела», которого я совершенно не чувствовал — полная анестезия».
Книги Жюль Верна, Герберта Уэллса и труды Циолковского стали неразлучными спутниками Александра Беляева. Они помогли ему пережить революцию и Гражданскую войну, во время которой он вынужденно сотрудничал с белогвардейскими газетами в Ялте. Единственным светлым пятном для него оказалась встреча в 1919 году с будущей женой Маргаритой Магнушевской, работавшей в городской библиотеке. Прикованный к кровати, в гипсе, с высокой температурой, Александр Романович даже был лишен возможности проводить на кладбище умершую в том же году от голода мать. Только в 21 -м он сумел сделать первые робкие шаги по комнате, благодаря собственной силе воли и самоотверженной любви Маргариты Константиновны. Совместными усилиями они победили мучительную болезнь, и в следующем году Беляев вернулся к полноценной жизни и работе. Сначала он заведовал школой- колонией для беспризорников. Затем его перевели на должность сотрудника уголовного розыска. Он организовал там фотолабораторию, но все же ему пришлось пойти работать библиотекарем. Жить в Ялте было тогда очень трудно, и в 1923 году знакомые устроили Беляеву с семьей переезд в Москву. Здесь он и состоялся как выдающийся советский писатель-фантаст. Однако прежде успел потрудиться юрисконсультом в наркомате почт и телеграфов.
В Москве Беляев прожил до 1929 года. Романы «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Воскресшие из мертвых (переработанный рассказ «Голова профессора Доуэля»), «Властелин мира» и легендарный «Человек амфибия» — таковы впечатляющие начальные этапы его творческого пути. Остросюжетный «Остров», с перестрелками, морскими приключениями и тайнами, показал диапазон крепнущих художественных возможностей автора. Идея следующего, уже чисто фантастического романа была почерпнута из материалов парижского «Общества атлантовских исследований». События первой части романа, описывающей открытие затонувшей некогда Атлантиды, происходят в наши дни. Вторая часть представляет собой рукопись одного из первооткрывателей Атлантиды — профессора Ларисона, найденную после его смерти, где он изображает повседневную жизнь загадочного государства на исчезнувшем в древности материке и предлагает читателям увлекательную версию его гибели.
«Человек-амфибия» обессмертил имя Александра Беляева и заслуженно пользуется неизменной читательской популярностью. Роман посвящен трагической любви «морского дьявола», как зовут местные индейцы обаятельного юношу Ихтиандра с пересаженными жабрами молодой акулы, и спасенной им во время шторма из морской пучины красавицы Гуттиэры. Это яркое произведение впервые появилось в журнале «Вокруг света» в 1928 году, а затем вышло двумя отдельными изданиями в знаменитом горьковском издательстве «Земля и фабрика». Фабульным источником Беляеву послужил напечатанный в черносотенной газете «Земщина» в 1909 году роман анонимного автора «Человек- рыба», в свою очередь, позаимствовавшего фабульную историю из французского романа-фельетона того же года «Человек, который может жить в воде». Оба первоисточника не представляют никакого интереса в художественном отношении. А вот нестареющий «Человек- амфибия» А. Беляева помимо захватывающего сюжета отличается бесспорными литературными достоинствами и гуманистическим звучанием, что делает его близким и понятным читателям разных поколений. Как живые, встают со страниц романа заменивший Ихтиандру отца аргентинский хирург и исследователь Сальватор, гнусный капитан Педро Зурита, промышляющий ловлей жемчуга, и, конечно, главные герои — Ихтиандр и Гуттиэре, которым так и не удалось обрести счастье.
Не удивительно, что это волнующее произведение не раз экранизировалось. В Голливуде за него хотели взяться еще в середине сороковых, однако побоялись сложных подводных съемок, с которыми блестяще справились советские мастера кинематографии в эталонном фильме 1961 года режиссеров В. Чеботарева и Г. Казанского. Позднее у нас были сняты также два телесериала на основе беляевского романа.
По свидетельству близких, Ихтиандр остался любимым персонажем писателя, хотя он никогда не создавал продолжений своих произведений и говорил, что, когда роман закончен, герои его ему более не интересны. (Продолжение приключенческого повествования о «морском дьяволе» написали в последующие годы другие советские фантасты…) Творчество приносило Беляеву нескончаемую радость, не говоря уже о материальном благополучии, как бы компенсируя суровые жизненные невзгоды.
Переезд семьи в Ленинград поначалу не сулил ничего плохого. Уютная квартира на Можайской улице, переиздания «Человека- амфибии», выход в свет новых увлекательных романов: «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо», «Властелин мира», повести «Золотая гора», многочисленные встречи с читателями… В июле 1929-го у Беляева родилась вторая дочь — Светлана. Увы, все это омрачил новый рецидив старого заболевания позвоночника (спондилит). Осенью пришлось переехать из дождливого города на Неве в солнечный Киев. А там жизнь приняла еще более тяжелый оборот. В марте следующего года умерла от менингита шестилетняя дочь Беляевых Людмила. Рахитом заболела Светлана. Обострилась вскоре и болезнь самого писателя. Ко всему прочему, киевские издательства принимали к рассмотрению рукописи только на украинском языке — при том, что произведения Беляева переводились на десятки языков во всем мире, да и на русском их читали на Украине и стар и млад. Так что в 1931 году писатель с семьей возвратился в Ленинград и поселился в поселке Щемиловка за Невской заставой.
В ту пору в произведениях замечательного фантаста сгущается особо мрачная атмосфера. Она окутывала и «Голову профессора Доуэля», и «Властелина мира», и «Человека- амфибию». Но в «Продавце воздуха», как и в последующих книгах писателя, эту атмосферу, наряду с отражением личных переживаний автора, пронизывает его глубокая тревога за будущность человечества. …В Якутии, в районе полюса холода метеоролог Клименко наблюдает за происходящим изменением воздушных течений Земли. Чудом выжив со своим проводником и помощником якутом Николой во время экспедиции к Верхоянскому хребту, ученый оказывается пленником зловещего коммерсанта Бейли, который на своей секретной фабрике в толще горы сжижает атмосферный воздух, чтобы превратить кислород в монопольный товар. Его не волнует неизбежное изменение климата в результате потери планетой большей части атмосферы, а катастрофическую нехватку воздуха людям он хочет использовать для собственного обогащения…
Безудержный полет могучей фантазии А. Беляева минорными тонами окрашивает один из самых изобретательных в сюжетном плане его романов — «Властелин мира». Он посвящен всегда привлекавшей писателя проблеме передачи мыслей на расстояние и опасности бесконтрольного использования гипноза. Многие персонажи романа имеют реальных прототипов. Так, в образе Штирнера мы узнаем крупного советского биофизика, одного из основоположников космического естествознания и космической экологии А. Чижевского. А колоритная фигура Дугова ассоциируется со знаменитым русским дрессировщиком В. Дуровым.
В 1930 году увидело свет, быть может, не самое известное, но крайне примечательное произведение Александра Беляева — роман «Подводные земледельцы». Помимо идеологической заостренности в духе времени этот роман несет на себе приметы так называемой фантастики «ближнего прицела». Она существует в рамках научной фантастики, тоже делает упор на последние достижения науки и техники, хотя и более приближена к реальной действительности. Судите сами. Группа энтузиастов на Дальнем Востоке решила создать подводное агрохозяйство с целью более эффективного использования богатств океана в интересах развития страны и для получения ею твердой валюты. С помощью ленинградского инженера ученым удается воплотить в жизнь эту идею. На страницах романа мы встречаем и аккумулятор размером со спичечный коробок, питающий током скоростные подводные средства передвижения, и специальные водолазные костюмы, в которых кислород получается путем электролиза океанской воды, и купол подводного жилища из корпуса затопленного японского корабля, и мощные тракторы, обрабатывающие плантации водорослей на дне океана… Борьба с японской подлодкой, браконьерствующей в советских водах, чей экипаж в результате переходит на нашу сторону, а командир делает харакири, придает «научному» сюжету произведения приключенческий характер. Причем влияние на читателей заложенных в романе прогнозов оказалось столь велико, что уже в 60-х дайверами из клуба «Ихтиандр» был реализован первый проект советского подводного дома «Ихтиандр-66».
Между тем состояние здоровья Александра Романовича несколько улучшилось, и, когда семья переехала в 1932-м в пригород Ленинграда — Царское Село (ныне город Пушкин), Беляев смог самостоятельно работать на пишущей машинке и ходить по редакциям. Впрочем, журналы и издательства к тому времени стали плохо принимать рукописи фантастики, считая ее, по указанию сверху, чуждой социалистическому строю. Публикации произведений этого жанра практически прекратились, и Беляеву предложили «сменить тему», переключившись, например, на вещи о колхозах… Писатель, однако, стойко держался своего жанра и оказался, по сути, без средств к существованию. Ему даже пришлось вспомнить первую профессию и завербоваться в 1932 году юрисконсультом в «Северсталь». Из Мурманска он возвратился через год с материалом к романам «Чудесное око» и «Под небом Арктики». Любопытно, что в первом романе описывается изобретение подводного телевидения, помогающего в поисках на затонувшем корабле документов о важном научном открытии в области атомной энергии (!). ..
Жить становилось все труднее. В 1934-м году на роман «Прыжок в ничто», где автор сумел предвидеть орбитальные космические станции и выход членов экипажа в открытый космос, последовала разгромная рецензия, не помешавшая, однако, писателю встретиться в конце года с приехавшим в Ленинград Г. Уэллсом и завязать переписку с К. Циолковским. Ему посвящен роман «Звезда КЭЦ». Инициалы великого ученого стали названием как самого романа, так и изображенной в нем со всеми реалистическими деталями орбитальной космической станции. Эти первые в отечественной научно- фантастической литературе произведения об освоении космического пространства Беляев писал опять- таки закованным в гипсовый корсет в связи с новым обострением его хронической болезни.
Свободный же полет его фантазии не знал никаких препон, а изобразительная сила таланта выдающегося писателя-фантаста ничуть не ослабла. За неделю до начала Великой Отечественной войны в московском издательстве «Советский писатель» вышел последний, едва ли не самый таинственный и притягательный роман Беляева «Ариэль», перекликающийся с фантастическим романом А. Грина «Блистающий мир».
В основу романа положен притягательный образ юноши, способного летать без каких-либо технических приспособлений (что могла делать, как мы помним, и волшебная героиня гриновской повести «Бегущая по волнам» Биче Сэниэль). Этот образ во многом близок герою «Человека-амфибии». Так же, как и Ихтиандр, Ариэль получил невероятные физические способности, но при этом абсолютно не способен существовать в жестоком капиталистическом мире, где он делается игрушкой в руках алчных дельцов и бежит, спасая свою жизнь, свою душу. В индийской духовной школе Дандрата в Мадрасе воспитывают людей, способных творить чудеса: факиров, медиумов, ясновидящих. Среди послушников волею обстоятельств оказывается молодой англичанин, наследник богатого лорда Аврелий Гальтон. Он получает здесь имя Ариэль и в лаборатории при школе после сложного научного эксперимента по использованию броуновского движения обретает способность левитировать (то есть летать, как птица). При первой же возможности Ариэль улетает из школы-тюрьмы, посадив на плечи верного друга Шарада. Чего только не пришлось вытерпеть герою романа во время его долгих злоключений. Он побывал пленником местного раджи, державшего его на цепи в золоченой клетке. Зарабатывал деньги американским цирковым магнатам, творя чудеса на манеже и ставя рекорд за рекордом в плавании и беге… Сестра разыскала Ариэля и убедила брата вернуться в Англию, Однако чопорность и лицемерие тамошнего общества оказались для него невыносимы, и он вернулся к своим друзьям в Индию. «Ариэля охватило волнение. Неужели он в самом деле сейчас поднимется на воздух? Летать в комнате было легко, но сейчас, в бурю, с Шарадом на спине… Что, если они упадут посредине двора? …Как самолет, делающий круг над аэродромом, прежде чем лечь на курс, Ариэль пролетел над крышей. На дворе уже кричали, прогремел выстрел, замелькали огни фонарей, в окнах вспыхнул свет ламп. Сквозь потоки дождя Ариэль устремился вперед, летя для облегчения по ветру, который дул с юго-запада. Внизу быстро промелькнул двор, плоские крыши, парк, стены… Ариэля относило ветром к океану… Дождь хлестал по телу, свистел в ушах ветер, развевая волосы… Под ними, блестя огнями, прополз поезд. В океане виднелся пароход. Приближаясь к порту, он давал продолжительные гудки».
Удивительно легко, эмоционально-возвышенно, с манящим покровом тайны написал Беляев этот свой прощальный роман, вложив в него скрытую мечту полупарализованного человека о свободе и полете, а также твердую веру в то, что люди сумеют со временем преодолеть земное притяжение. Незадолго до войны писатель перенес еще одну операцию и вставал с постели лишь для того, чтобы умыться и поесть, поэтому на предложение об эвакуации ответил отказом. Город Пушкин был оккупирован гитлеровцами. Гестапо интересовалось архивом Беляева. По свидетельству Маргариты Константиновны, исчезла папка с документами. По ночам она перетаскивала в темный чулан оставленной жильцами соседней квартиры рукописи мужа.
Дочь писателя, Светлана Александровна, вспоминала: «Зимой сорок второго есть нам было уже совсем нечего… Соседи уехали и отдали нам полкадки перекисшей капусты, на ней и держались. Отец и раньше ел мало, но… кислой капусты и картофельных очисток ему не хватало. В результате он начал пухнуть и 6 января 1942 года скончался».
Теща писателя была шведкой. При обмене паспортов перед войной ее с дочерью записали немками. Оккупанты присвоили им статус фольксдойче и переводили из лагеря в лагерь для перемещенных лиц на территории Польши и Австрии. После освобождения Красной армией они были сосланы в Западную Сибирь и провели в ссылке 11 лет. Дочь так и не вышла замуж.
Александра Беляева похоронили в братской могиле, место которой неизвестно. Памятная стела на Казанском кладбище города Пушкин установлена позади надгробной плиты на могиле его вдовы, скончавшейся в 1982 году. Там же похоронена и ее с Беляевым младшая дочь, Светлана.
Замечательный советский фантаст, многие произведения которого успешно экранизированы и переиздаются, оставил в наследство преемникам интереснейшие и пока еще не разрешенные наукой вопросы, которые он талантливо освещал в своих книгах. К каким последствиям приведет широкое применение анабиоза? Может ли мозг мыслить вне тела? Существуют ли границы возможностей внушения? Каковы перспективы генной инженерии?.. Беляев не сомневался, что в будущем наука разгадает эти и другие загадки! И очень хотел дожить хотя бы до начала той удивительной поры…
Источник: журнал “Смена” №9 2022г.