Рабиндранат Тагор. 160 лет со дня рождения.

Рабиндранат Тагор (1861-1941) – индийский писатель, поэт, композитор, художник, философ и общественный деятель. Первый среди неевропейцев, получивший Нобелевскую премию по литературе (1913).

Его поэзия рассматривалась, как духовная литература и вместе с его харизмой создала образ Тагора-пророка на Западе. Положением на сегодня его стихи являются гимнами Индии («Душа народа») и Бангладеш («Моя золотая Бенгалия»).

Рабиндранат Тагор появился на свет 7 мая 1861 года в Калькутте (Британская Индия).  Имел 13 братьев и сестер, был самым младшим из всех детей Дебендранатха Тагора и его супруги Шарады Деви. Он рос и воспитывался в богатой и влиятельной семье землевладельцев, пользующейся большой известностью в обществе. Мать Тагора умерла, когда ему было 14 лет.

Когда Рабиндранату исполнилось 5 лет родители отдали его в Восточную семинарию, а позже перевели в так называемую Нормальную школу, отличавшуюся невысоким уровнем образования.

Интерес к поэзии у Тагора пробудился еще в детстве. В 8-летнем возрасте он уже сочинял стихи, а также изучал творчество разных писателей. Стоит заметить, что его братья также являлись одаренными людьми. Его старший брат был математиком, поэтом и музыкантом, а средние братья стали знаменитыми мыслителями и литераторами. К слову, племянник Рабиндраната Тагора, Обониндранатх, являлся одним из основоположников школы современной бенгальской живописи.

Помимо увлечения поэзий, будущий нобелевский лауреат изучал историю, анатомию, географию, живопись, а также санскрит и английский. В юности он несколько месяцев путешествовал вместе с отцом. Тагор-старший исповедовал брахманизм, часто посещая разные святые места Индии. Во время поездок Рабиндранат продолжал заниматься самообразованием.

Возвратившись после путешествий домой, Рабиндранат всерьез увлекся писательской деятельностью. В 16-летнем возрасте он написал несколько новелл и драм, издав свои первые поэтические произведения под псевдонимом Бхану симха.

Глава семейства настаивал на том, чтобы сын стал юристом, вследствие чего в 1878 г. Рабиндранат Тагор поступил в лондонский Университетский колледж, где изучал право. Вскоре он начал испытывать отвращение к традиционному образованию. Это привело к тому, что парень оставил право, предпочтя ему чтение литературной классики. В Британии он зачитывался трудами Уильяма Шекспира, а также проявил интерес к народному творчеству англичан.

В 1880 г. Тагор вернулся в Бенгалию, где начал активно публиковать свои произведения. Из-под его пера выходили не только стихи, но и рассказы, повести, пьесы и романы. В его трудах прослеживалось влияние «европейского духа», что было совершенно новым явлением в брахманской литературе.

С 1908 г. он трудился над созданием «Гитанджали» («Жертвенные песнопения»). В этой работе содержалось более 150 стихов, посвященных отношениям между человеком и Творцом. Благодаря тому, что стихи были написаны понятным и простым языком, многие строки из них были разобраны на цитаты.  «Гитанджали» приобрели такую популярность, что стали переводиться и печататься в Европе и Америке. В то время биографии Рабиндранат Тагор посетил ряд европейских стран, а также США, Россию, Китай и Японию.

В 1913 г. ему сообщили, что он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Таким образом, Рабиндранат оказался первым азиатом, удостоившимся данной премии. При этом полагавшийся ему гонорар лауреат пожертвовал своей школе в Шантиникетане, которая позже станет первым университетом с бесплатным обучением.

В 1915 г. Тагор получил титул рыцаря, но через 4 года отказался от него – после расстрела мирных граждан в Амритсаре. В последующие годы он делал все возможное, чтобы просвещать бедных соотечественников.

Николай Константинович Рерих и Рабиндранат Тагор , два выдающихся деятеля культуры, два великих мыслителя и художника конца XIX — первой половины XX в., хорошо знали друг друга. Они познакомились в Лондоне в 1920 году и стали друзьями на всю жизнь.

После этой встречи Рерих написал первое письмо Тагору и пригласил его посмотреть картины в мастерской. Тагор принял предложение. К приезду Р.Тагора в мастерской были поставлены картины, навеянные индийскими сюжетами. Некоторые из картин были ещё не закончены, но автор посчитал, что главное — не завершённость произведения, а тема, которая была уже видна. В это время Рерих работал над индийской серией — «Сны Востока». Всё помещение было увешано картинами, и повсюду лежали многочисленные эскизы. 

 Р.Тагор написал Н.К.Рериху письмо, в котором выразил симпатию к русскому художнику и восторг от его творчества: «Дорогой друг! Ваши картины, которые я видел у Вас в мастерской в Лондоне, и репродукции некоторых Ваших картин, появившиеся в журналах по искусству, глубоко захватили меня. Они заставили меня осознать то, что является, конечно, очевидным, но всё же должно быть снова и снова открываемо нами в самих себе: что Истина беспредельна. Когда я пытался найти слова, чтобы описать самому себе идеи, заключённые в Ваших картинах, я не смог сделать этого. И не смог я потому, что язык слов может выразить лишь одну грань Истины, а язык картины находит в Истине свою область, не доступную словесному выражению. Каждый вид искусства достигает своего совершенства лишь тогда, когда оно открывает в нашей душе те особые врата, ключ от которых находится в его исключительном владении. Когда картина является поистине великой, мы не должны иметь возможности высказать, в чем это величие, но всё же мы должны видеть и знать его. То же самое относится и к музыке. Когда одно искусство может быть полностью выражено другим — это не настоящее искусство. Ваши картины ясны и всё же невыразимы словами. Ваше искусство ограждает свою независимость, потому что оно великое искусство. Искренне Ваш Рабиндранат Тагор».

Тагор был первым, кто познакомил индийцев с творчеством Н.К.Рериха. По его рекомендации и настоянию уже в декабре 1920 года в калькуттском журнале «The Modern Review» вышли переводы стихов Н.К.Рериха, а в 1921 году — большая статья о его картинах.

Через год они встретились снова в США. В Америке Тагор читал лекции об искусстве. Вспоминая об этом, Николай Константинович проводит параллель между творчеством Р.Тагора и Л.Н.Толстого, видя сходство между ними в стремлении к Красоте и благу человечества.

В 30-х годах Рабиндранат проявил себя в разных литературных жанрах. За годы творческой биографии он стал автором сотен стихов, десятков рассказов и 8 романов. Особенное место в творчестве Тагора заняло произведение «Последняя поэма».

Индус был не только талантливым литератором. За годы жизни он сочинил примерно 2230 песен, включая религиозные гимны. Некоторые тексты Рабиндраната были положены на музыку уже после смерти писателя.

К примеру, в 1950 г. на стихотворение Тагора был положен индийский национальный гимн, а спустя 20 лет строки произведения «Амар Шонар Бангла» стали официальной музыкой страны Бангладеш.

В конце жизни он серьезно увлекся наукой. В результате, нобелевский лауреат опубликовал несколько работ по биологии, астрономии и физике.

Интересен факт, что Рабиндранат недолго переписывался с Эйнштейном, с которым рассуждал о разных научных вопросах.

Кроме этого Рабиндранат являлся художником, написавшим около 2500 полотен. Его работы неоднократно выставлялись как в Индии, так и других государствах. Стоит заметить, что он прибегал к различных художественным стилям, включая реализм и импрессионист.

Его картины отличаются нетрадиционной цветовой гаммой. Биографы Тагора связывают это с дальтонизмом. Обычно он изображал на холсте силуэты с правильными геометрическими пропорциями, что являлось следствием его увлечением точными науками.

В начале нового столетия Рабиндранат Тагор проживал в родовом имении неподалеку от Калькутты, где  открыл приют мудрецов, куда входили школа, библиотека и молельня.

Тагор поддерживал идеи революционера Тилака и образовал движение «Свадеши», выступавшее против раздела Бенгалии. Стоит заметить, что он не стремился достичь поставленной цели путем войны, а добивался этого путем просвещения народа.

Рабиндранат занимался сбором средств для учебных заведений, в которых бы могли получать бесплатное образование бедные люди. В последние годы жизни, он поднял вопрос о проблеме деления на касты, разделявшие население по социальному статусу.

За год до смерти, Тагор встретился с Махатмой Ганди, лидером движения за независимость Индии. В тот период биографии он активно выступал с лекциями в разных государствах, включая США, на которых критиковал национализм.

Дж.Неру писал: «Он больше, чем кто-либо другой из индийцев, помог гармоническому сочетанию идеалов Востока и Запада… Он был самым выдающимся интернационалистом Индии, верившим в международное сотрудничество и работавшим во имя его. Он принёс в другие страны то, что Индия могла им дать, а в Индию то, что мир мог дать его собственному народу… Тагор был великим гуманистом Индии».

Личная жизнь.

Когда поэту было около 22 лет он вступил в брак с 10-летней девочкой по имени Мриналини Деви, которая также происходила из семейства брахманов-пирали. В этом союзе у пары родились 5 детей, двое из которых скончались еще в детстве.

Позже Тагор начал управлять крупными родовыми имениями в районе Шелайдахи, куда спустя несколько лет перевез жену и детей. Он часто объезжал свои владения на личной барже, собирая плату и общаясь с деревенскими жителями, устраивавшими в его честь праздники.

В начале 20-го века в биографии Рабиндраната произошла череда трагедий. В 1902 г. умерла его жена, а в следующем году не стало его дочери и отца. Спустя 5 лет он лишился еще одного ребенка, умершего от холеры.

За 4 года до смерти Тагор начал страдать хроническими болями, переросшими в серьезную болезнь. В 1937 г. он впал в кому, но медикам удалось спасти его жизнь. В 1940 г. он вновь впал в кому, из которой выйти ему было уже не суждено. Рабиндранат Тагор умер 7 августа 1941 года в возрасте 80 лет. Его смерть стала настоящей трагедией для всего бенгалоязычного народа, который оплакивал его долгое время.

https://interesnyefakty.org

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *