Светлая живопись Генриха Семирадского.

Генрих Ипполитович Семирадский, фото 1899
Генрих Ипполитович Семирадский, фото 1899

Генрих Ипполитович Семирадский родился 24 октября 1843 года в Печенегах около Харькова, где в это время служил его отец полковой врач И.Э.Семирадский.

Детство и юность он провел в Харькове. У Генриха рано проявились художественные способности. В гимназии он учился у ученика К.П.Брюллова – Д.И.Бесперчия. Окончив в 1860 году гимназию, Семирадский поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет. Учась в университете, он продолжал занятия живописью у Бесперчия. В 1864 году успешно закончил университет и получил степень кандидата физико-математических наук. В том же году он переезжает в Петербург и определяется вольнослушателем в Академию художеств, а в 1866 году переводится в ученики. Учителями Семирадского были профессора Б.П.Виллевальде и К.Б.Вениг. В 1868 году художника наградили Малой золотой медалью за программу “Диоген, разбивающий чашу”. Профессор Вениг хвалил его за успехи в композиции. Эскизы были стихией Семирадского, он создавал их очень быстро.

В 1870 году Семирадский окончил курс Академии, получив звание классного художника первой степени и Большую золотую медаль за программу “Доверие Александра Македонского врачу Филиппу”.

Семирадский Генрих Ипполитович 1843 - 1902 Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу. 1870 Холст, масло. 245 x 346 см Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Семирадский Генрих Ипполитович 1843 – 1902 Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу. 1870 Холст, масло. 245 x 346 см Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Сюжет изображает момент, когда Александр Македонский, будучи больным и накануне получив письмо-предупреждение будто бы врач его Филипп желает отравить его, не доверяя этому письму, принимает от Филиппа лекарство и выпивает его, вручив между тем Филиппу это письмо для прочтения. Картина красиво скомпонована. Художник удачно выделил две главные фигуры, сосредоточив все внимание зрителя на лежащей полуобнаженной фигуре Александра, который поднимает чашу и напряженно смотрит на стоящего рядом Филиппа. Все остальные фигуры погружены в полумрак. Тело Александра и драпировки выписаны в условной академической манере локальным цветом. Уже в этой ранней работе Семирадский обнаруживает свойственное ему в дальнейшем пристрастие к деталям. Он тщательно выписывает узоры на стене, подсвечник и вооружение.

Золотая медаль давала право художнику на шестилетнее пребывание за границей на средства Академии. В 1871 году Семирадский выезжает в Мюнхен. Там он пользуется указаниями Карла Пилоти и становится последователем позднего западноевропейского академизма.

Римская оргия блестящих времен цезаризма. 1872. Холст, масло. 117 x 183 см Государственный Русский музей, С.-Петербург Семирадский Генрих Ипполитович 1843 - 190
Римская оргия блестящих времен цезаризма. 1872. Холст, масло. 117 x 183 см Государственный Русский музей, С.-Петербург Семирадский Генрих Ипполитович 1843 – 1902

Первой работой, выполненной в Мюнхене, была картина “Римская оргия блестящих времен цезаризма”. Она была написана в очень короткий срок. Картина произвела сильное впечатление на зрителей как в Мюнхене, так и в Петербурге в основном благодаря занимательности сюжета. Величественная архитектура, на фоне которой происходит оргия, изображена довольно детально, но погружена во мрак. При свете факелов в центре танцуют римлянки. Общая красочная гамма очень темная: на фоне темно-синего неба и архитектуры выделяются ярко-красные и желтые танцовщицы и пирующие, освещенные факелами. В этой ранней картине у Семирадского проявился интерес к эффектами освещения. Впоследствии это станет сильной стороной его творчества: светлая живопись и тонкая передача южного пейзажа.

В 1872 году художник едет во Флоренцию, затем в Рим. Здесь он пишет свою первую всемирно известную картину “Христос и грешница” или “Грешница”. Задумав её вначале в небольших размерах, Семирадский затем изменяет решение и пишет огромное полотно.

Грешница. 1873. Холст, масло. 250 x 499 Государственный Русский музей, С.-Петербург, Семирадский Генрих Ипполитович, 1843 - 1902 В 1873 году полотно экспонировалось на Всемирной выставке в Вене, где Семирадский получил свою первую международную награду — медаль «За искусство».
Грешница. 1873. Холст, масло. 250 x 499 Государственный Русский музей, С.-Петербург, Семирадский Генрих Ипполитович, 1843 – 1902 В 1873 году полотно экспонировалось на Всемирной выставке в Вене, где Семирадский получил свою первую международную награду — медаль «За искусство».

Это первое произведение, в котором во всем блеске раскрылся талант Семирадского. Искусствовед Л.Н.Салмина отмечает “мастерски написанный солнечный пейзаж, с игрой света и тени, с рефлексами неба и зелени на мраморе домов и земле, превосходный рисунок, эффектный колорит”.

Критики за границей и в России отметили недостаточно глубокий подход художника к типажу и раскрытию психологии, что тем не менее затушевывалось её живописной эффектностью.

Даже Стасов, критиковавший Семирадского как представителя нелюбимого им академического направления, считал эту картину сильной в живописном отношении. Он писал:

“Картину Семирадского “Христос и грешница ” никак нельзя примкнуть к картинам Ге и Крамского. Она так поверхностна по содержанию, грешница в ней такая современная парижская опереточная кокотка Оффенбаха, Христос и апостолы до того состоят из одного костюма, что вовсе не следует говорить о ней как о серьёзном историческом создании. Она произвела на нашу публику очень большое впечатление своим колоритом, франтовскими своими красочными пятнами”.

Иван Крамской писал, что картина Семирадского «производит впечатление ошеломляющее», хотя «Христос с апостолами несколько мизерен».

“Грешница” была куплена императором, Совет Академии художеств постановил присудить Семирадскому звание академика. Окрыленный успехом художник задумывает написать другую картину, едет в Рим, извещает конференц-секретаря Академии Исеева:

“…Сюжет картины взят из первого гонения христиан при Нероне. В великолепном саду “Золотого дворца” Нерона произведены приготовления для пышного ночного праздника. На полянке перед дворцовой террасой собралось общество, нетерпеливо ожидающее начала великолепного зрелища, приготовленного тиранами: это зрелище – живые факелы, христиане, привязанные к высоким шестам, обвязанные соломой и облепленные смолой и расставленные в равных промежутках. Факелы ещё не зажжены, но император уже прибыл, несомый на золотых носилках и окруженный свитой наемных льстецов, женщин и музыкантов, сигнал уже подан, и рабы готовятся зажечь факелы, свет которых осветит самую безобразную оргию; но эти же самые светочи разогнали тьму языческого мира и, сгорая в страшных мучениях, распространили свет нового учения Христова. Поэтому картину мою я и думаю озаглавить “Христианские светочи”.

Светочи христианства (Факелы Нерона). 1876-1877. Холст, масло. 385 x 704 см. Национальный музей, Краков, Польша Семирадский Генрих Ипполитович, 1843 - 1902 Несмотря на успех и международное признание, художнику не удалось продать картину в России. В 1879 году Семирадский подарил картину создаваемому в то время Национальному музею в Кракове, тем самым основав собрание живописи музея — картине принадлежит первый номер в этой коллекции.
Светочи христианства (Факелы Нерона). 1876-1877. Холст, масло. 385 x 704 см. Национальный музей, Краков, Польша Семирадский Генрих Ипполитович, 1843 – 1902 Несмотря на успех и международное признание, художнику не удалось продать картину в России. В 1879 году Семирадский подарил картину создаваемому в то время Национальному музею в Кракове, тем самым основав собрание живописи музея — картине принадлежит первый номер в этой коллекции.

Изначально картина называлась «Светочи христианства». В коллекции Краковского музея за ней закрепилось другое название — «Факелы Нерона». В 1877 году за эту картину Семирадский получил звание профессора.

Священный Синод поручил Семирадскому часть росписей в храме Христа Спасителя в Москве, сцены из жизни Александра Невского, которые были выполнены, однако по техническим причинам вскоре стали разрушаться и были по кускам сняты со стен.

Тайная вечеря. Масло на железе. 55,6 х 91 см.эскиз для фрески в храме Христа Спасителя в Москве, над которой Семирадский работал в 1876-1879 годах.
Тайная вечеря. Масло на железе. 55,6 х 91 см.эскиз для фрески в храме Христа Спасителя в Москве, над которой Семирадский работал в 1876-1879 годах.

Вениг писал: “Когда мы работали в Москве в храме Христа Спасителя, Семирадскому надо было написать громадное полотно “Тайную вечерю”. Он написал его прямо по эскизу ровно в пятнадцать дней и получил за него 16000 рублей “.

Семирадским было написано значительное количество картин небольшого размера. При быстроте работы, которой достигал художник в эти годы, уровень исполнения им картин бывал неровным. Часто он писал типично салонные картинки, лишенные всякого содержания.
Связь с Петербургом в последние годы ослабевает, художник почти круглый год живёт в Риме, где у него дом с великолепной мастерской, и только иногда приезжает он в своё поместье в Польше.
В 1889 году в Петербурге состоялась персональная выставка художника, где было представлено только пять картин. Наиболее значительной была “Фрина на празднике Посейдона”.
Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889 Холст, масло. 390 x 763 см Государственный Русский музей, С.-Петербург Семирадский Генрих Ипполитович 1843 - 1902
Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889 Холст, масло. 390 x 763 см Государственный Русский музей, С.-Петербург Семирадский Генрих Ипполитович 1843 – 1902. На выставке картин Семирадского в Новой Третьяковке

В последние годы в творчестве художника наблюдается упадок. Возможно, что это было связано с его тяжелым заболеванием – раком языка. В 1902 году художник скончался.

Источник :https://dzen.ru (Русская и мировая живопись)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *