Учение жизни Николая Гоголя. Александр Удачин.

 «Но на самом деле Учение остаётся горной диковинкой.
Люди согласны выслушать Учение в час досуга.
Последователей Учения люди называют просто удачниками,
  не задумываясь, откуда происходит эта удача».

Агни Йога, п.557.

Из биографии Н.В.Гоголя., 

«Гоголь неоднократно посещал Оптину пустынь, наиболее тесное духовное общение имея со старцем Макарием. Гоголь завершил свой писательский путь «Выбранными местами из переписки с друзьями» — христианской книгой. Однако её до сих пор по-настоящему не прочли, по мнению критика Золотусского. Начиная с XIX века,  принято считать, что книга является ошибкой, уходом писателя в сторону со своего пути. Но, возможно, она и есть его путь, и даже более, чем другие книги. По словам  критика Золотусского, это две разные вещи: понятие дороги («Мёртвые души» на первый взгляд — дорожный роман) и понятие пути, то есть выхода души к вершине идеала».

 Любопытная книга.

Случилось так, что  у автора  возникло  желание перечитать Гоголя. Пришёл в библиотеку и на  «гоголевской» полке стал перебирать книги, где  помимо «классики»,  обнаружил любопытную книгу: «Выбранные места из переписки с друзьями». Надо сказать,  к эпистолярному наследию великих людей  издавна испытываю особую слабость. Не зря же А.С.Пушкин писал: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Кто же откажется от   такого удовольствия? По прочтении «выбранных мест»  из Гоголя  подумалось : «А  не поделиться ли полученной радостью    с читателем»?   Сказано – сделано. Объединил  наиболее интересные «выбранные места» ,  которые   и   представляю  вниманию читателя.

По личной просьбе .

Тем более, что в предисловии выражается   желание,  чтобы читатель непременно  познакомился  с «Выбранными местами из переписки с друзьями». Гоголь пишет: « Сердце моё говорит, что книга моя  нужна и что она может быть полезна».

Однако затем добавляет: «Итак, сколь бы ни была моя книга  незначительна и ничтожна , но я позволяю себе  издать её в свет и прошу моих соотечественников  прочитать её несколько раз».

Противоречивость гения.

 Итак, с одной стороны книга  «нужна и полезна»,  с другой стороны «незначительна и ничтожна»! Затем при этом  просит прочитать книгу несколько раз . О чём это говорит? О том, что мыслям, изложенным в книге,  Гоголь придаёт  особое значение.  Настолько особое, что   ставит выше всего написанного. Читателю остаётся откликнуться на призыв  Гоголя и познакомиться  с  мыслями, которым в 1844-45 годах тот  придавал   самое серьёзное значение. Итак, обратимся к Гоголю-философу…

Что такое слово?

«Поэт на поприще слова должен быть так же безукоризнен, как и всякий другой на своём поприще.

…Чем истины выше, тем нужно быть осторожнее с ними, иначе они вдруг обратятся в общие места, а общим местам уже не верят.

…Обращаться со словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку.

…Опасно шутить писателю со словом . Слово гнило да не исходит  из уст ваших.

…Беда, если о предметах святых и возвышенных станет раздаваться гнилое слово, пусть уж лучше раздаётся гнилое слово о гнилых предметах.

…можно опозорить то, что стремишься возвысить, и как на всяком шагу язык наш есть наш предатель.

«Наложи дверь и замки на уста твои – говорит Иисус Сирах – растопи золото и серебро, какое  имеешь, дабы сделать из них весы, которые взвешивали бы твоё слово, и выковать надёжную узду, которая бы сдерживала бы твои уста».

О помощи бедным.

«…За пожертвованием у нас не станет дело: мы все готовы жертвовать. Но пожертвования собственно  в пользу бедных у нас  делаются теперь не весьма охотно, отчасти потому, что не всякий уверен, дойдёт ли как следует до места назначения его пожертвование, попадёт ли оно именно в те руки, в которые должно попасть».

«…Помогать нужно прежде всего тому, с которым случилось несчастье внезапное, которое вдруг, в одну минуту, лишило его всего одним разом: или пожар сжёгший всё дотла, или падеж, выморивший весь скот , или смерть, похитившая единственную подпору…Туда несите помощь».

Об Одиссее, переводимой Жуковским.

«Греческое многобожие не соблазнит  нашего народа. Народ наш умён: он растолкует, не ломая головы, даже то, что приводит в тупик умников. Он здесь увидит только доказательство того, как трудно человеку самому , без пророков и без откровения свыше, дойти до того, чтобы узнать Бога в истинном виде и в каких нелепых видах станет он представлять себе лик  Его, раздробивши единство и единосилие на множество образов и сил. Он даже не посмеётся над тогдашними язычниками, признав их ни в чём не виноватыми: пророки им не говорили, Христос тогда не родился, апостолов не было.

 Нет, народ наш скорее почешет у себя в затылке, почувствовав то,  что он, зная Бога в его истинном виде, имея в  руках уже письменный закон Его, имея даже истолкователей закона в отцах законных».

 

About Александр Херсонов

View all posts by Александр Херсонов →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *