Творчество великого русского художника Ивана Билибина знакомо нам с детства. У многих были книжки русских народных сказок, проиллюстрированных Иваном Яковлевичем. Билибину удалось создать уникальный стиль живописи, который вошел в историю искусства под названием билибинский стиль. Художник сочетал традиции русского палеха с современной живописью и техникой графического рисунка, создавая поразительные, узнаваемые картины и иллюстрации.
Однако, даже те, кто неплохо знакомы с творчеством Ивана Билибина, далеко не всегда знают о его тяжелой судьбе, проникнутой любовью к Родине. Эта любовь дорого обошлась Билибину – фактически, художник заплатил за нее своей жизнью.
Ученик Репина
Иван Билибин родился 16 августа 1876 года в поселке Тарховка неподалеку от Петербурга. Отец будущего художника был главным врачом госпиталя морского порта в Либаве (ныне – латышский город Лиепая).
В 1888 году 12-летний Иван поступил в Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию. Учился мальчик хорошо, старательно. В 1896 году Билибин закончил гимназию с серебряной медалью.
Заниматься рисованием Иван начал в раннем детстве, а в период обучения в гимназии, в 1895 году он поступил также в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Таким образом, на протяжении года юноша обучался сразу в двух учебных заведениях. Рисовальную школу Билибин закончил в 1898 году.
22-летний молодой художник страстно желал учиться у лучших мастеров. В 1898 году он пришел на поклон к выдающемуся русскому живописцу Илье Ефимовичу Репину. Репин благодушно встретил юного коллегу, с интересом посмотрел его работы и даже согласился взять его в свою школу-мастерскую под патронажем княгини Марии Тенишевой. Впоследствии Иван Билибин исключительно высоко оценивал вклад Репина в свое художественное развитие, называл себя учеником Ильи Ефимовича.
Художник русской сказки
В 1899 году произошло событие, которое кардинальным образом изменило судьбу Билибина. Коренной петербуржец, горожанин от мозга костей случайно оказывается в деревне Егны Весьегонского района Тверской губернии и по независящим от него обстоятельствам застревает на некоторое время в этой живописной тмутаракани.
Именно здесь Билибин создает свои первые иллюстрации в ставшем впоследствии знаменитым “билибинском стиле”. Первой сказкой, которую проиллюстрировал Иван Яковлевич, стала “Сказка об Иван-Царевиче, Жар-птице и о Сером волке”.
Техника – тоже новаторство. Сначала художник с помощью скошенной кисти наносил тушью рисунок, а затем заполнял его акварелью. Некоторые места не заполнял – там оставался просто белый ватман. А линии он вел с первого раза, безошибочно, за что получил прозвище Железная рука.
Удивительно, что неповторимый стиль, который затем назовут «билибинским», был найден им практически сразу, а затем лишь развивался. Было ли это мистическим озарением, воодушевлением от красоты русской природы или результатом многодневного скрупулезного труда, но все работы самобытного художника проникнуты неподдельной любовью к России и настоящим сказочным духом.
Казалось бы, все очень просто. Но только почему-то ничего такого раньше не было. Да и подражатели практически не появились. То есть их, конечно, было множество, но незадачливых. Вот же загадка.
В 1902 году Билибин по направлению этнографического отдела Музея Александра III отправляется на Русский Север. В Архангельской, Олонецкой, Вологодской губерниях художник активно изучает деревянную архитектуру, все сильнее проникаясь древнерусской культурой.
Параллельно с этнографической работой, Иван Яковлевич много рисует. Он иллюстрирует сказки, былины, создает проекты декораций к театральным постановкам.
В 1904 году он завершает серию иллюстраций к шести русским народным сказкам, а также к сказкам Александра Сергеевича Пушкина. Именно эти работы ввели Билибина в первый ряд русских художников, обессмертили его имя.
В 1909 году в театре Зимина с аншлагом проходит премьера оперы “Золотой Петушок”. Своим успехом спектакль был обязан, в том числе, Билибину, по эскизам которого была оформлена сцена и пошиты костюмы актеров.
Сотрудничество Билибина с театром получилось исключительно плодотворным. Он занимался оформлением таких знаменитых постановок, как “Овечий источник” (Лопе де Вега), “Чистилище св. Патрика” (Кальдерон), “Честь и Месть” (Федор Сологуб).
Кроме того, Билибин активно сотрудничает с прессой: он иллюстрирует произведения, публикуемые в журналах “Золотое руно”, “Мир искусства”.
Иван Яковлевич ездит по русской глубинке. Художник поражен увиденным: «Только недавно открыли, точно Америку, старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен порыв открывших ее – вернуть! Вернуть!»
В этих поездках он много рисует. Потом это все пригодится. Работы Билибина, при всей своей сказочности, очень достоверные. Купола, крыльца, лежанки, сундуки, резьба – все, как и было в древности, все на своем месте. Кафтаны, сарафаны, рушники – все не придуманное, все, как и должно быть.
Царский трон в тех деревнях, конечно, не увидишь. А все остальное – пожалуйста.
Иван Яковлевич продолжает иллюстрировать сказки. Кроме того, работает над театральными декорациями. Много сотрудничает с периодикой, в том числе с «Миром искусства» и «Золотым руном». Рисует обложки для разных издательств. Этикетки и открытки. Рекламные плакаты и календари. Даже почтовые марки.
Да что там марки – он фасады рисовал. Редакция «Русского слова» на главной улице Москвы – Тверской. Госбанк на главной улице Нижнего Новгорода – Большой Покровской. Это все его фантазии, Ивана Яковлевича.
«Билибинский стиль» был невероятно востребован.
Некоторые работы покупает Третьяковка, а это – высочайшее признание.
Счастье в Крыму
Счастливый период в жизни Ивана Билибина продолжился в Тавриде. Женившись в 1912 году на молодой художнице Рене О’Коннель, Иван Яковлевич приобретает земельный надел в Крыму, на южном побережье. Живописное урочище Батилиман, в котором находилась дача Билибина было местом, давно облюбованным русской интеллигенцией. Здесь уже имели дачи писатели А. Куприн, В. Короленко, Е. Чириков, художник В. Дервиз.
У Билибина и его молодой супруги был небольшой домик с видом на море. К домику был пристроен флигель, в котором Иван Яковлевич оборудовал мастерскую.
Жена Билибина Рене Рудольфовна О’Коннель писала: «У Ивана Яковлевича была большая библиотека русских и иностранных книг по искусству. Иван Яковлевич знал хорошо французский и немецкий языки, по-английски читал. Окончив классическую гимназию и юридический факультет Петербургского университета, он знал греческий и латинский языки. Он разбирался в старинных книгах и был неплохой антиквар. Определял стили и эпохи предметов искусства, мебели, бронзы или фарфора. Интересовался как профессионал русскими иконами и фресками».
Каждое лето, окончив все петербургские дела, Билибин отправлялся в Крым, где проводил три чудесных месяца. В Петербург художник возвращался только осенью. Это время было, пожалуй, самым счастливым в жизни Ивана Яковлевича. К сожалению, оно быстро закончилось.
Темные дни
Наступает революция 1905 года – и Иван Яковлевич ее поддерживает. Всегда далекий от политики, Билибин страшно возмущен событиями «кровавого воскресенья». Он рисует для журналов революционные карикатуры. К нему даже приходят с обыском.
Но что там найдешь? Кисточки и краски?
Сын художника, Александр Иванович, вспоминал: «На квартире у нас сделали в это время обыск. Со слов моей матери, обыск производили в бархатных перчатках, но вполне систематично. Осмотрели всю квартиру, осмотрели и мою детскую, порылись и в моих игрушках. Мне было не более трех лет. В то время как шел обыск, я играл в прачечную и полоскал в умывальной чашке какую-то тряпочку. При виде вторжения этих людей в шинелях, трогающих мои игрушки, я громко спросил: «Мамочка, это японцы?!»… Со слов мамы, за последовавшим смехом прекратился обыск».
Только что закончилась Русско-японская война.
А Билибина все-таки арестовали – но так, для проформы. Всего лишь на сутки.
Февральскую революцию Билибин приветствовал: он прекрасно понимал, что время Романовых во главе России истекло. По заказу Временного правительства Билибин создал эскиз нового государственного герба – двуглавого орла без короны, скипетра и державы. В народе смеялись: “романовского орла ободрали”.
Октябрьская революция и приход большевиков стали шоком для Билибина. Самые тяжелые революционные дни художник проводит в Крыму, где на этот раз он задержался на два года, до 1919-го.
Ивану Яковлевичу было чего опасаться. В 1917 году, когда казалось, что большевики пришли ненадолго и скоро будут сметены белыми, он нарисовал карикатуру-плакат “О том как немцы большевика на Россию выпускали». Билибин полагал, что Ленин и компания ему это вполне могут припомнить.