“В работе Дж.Р. Мида — известного ученого, бакалавра гуманитарных наук, помощника Е.П.Блаватской, содержится наиболее беспристрастное и доброжелательное повествование о жизни и деятельности известного и загадочного философа, чудотворца Аполлония Тианского. Автор анализирует достоинства труда Филострата «Жизнь Аполлония Тианского», суммирует значение различных сообщений, дошедших до нас с древнейших времен, и приводит максимум библиографических сведений.
Личность Аполлония Тианского, жившего в одно время с Христом Иисусом , предстает в самом удивительном свете. Как философ-неопифагореец, софист, путешествовавший из страны в страну, он своими речами оказывал мощное воздействие на сознание слушателей.
Аполлоний слыл также магом и провидцем, и ему, подобно Христу, приписывали божественное происхождение. Он не оставил после себя собственного религиозно-нравственного учения, по выражению Д. И. Писарева, он был учителем «практической нравственности».
«Был ли среди людей, — говорит римский историк Вописк, — человек более безупречный, более чтимый, более значительный и более божественный? Умершим он возвращал жизнь; он сделал и сказал многое такое, что не в силах сделать и сказать люди. Кто хочет узнать об этом, пусть прочтет греческие книги, в которых описана его жизнь». Сейчас нам нет необходимости прибегать к этому совету: мы можем быть вполне удовлетворенными тщательной работой Дж.Р. Мида, подробно изучившего все печатные источники, сопоставившего сведения, содержащиеся в них, внимательно исследовавшего все известные факты из биографии Аполлония Тианского, написанной его учеником Дамисом и спустя век переведенной и дополненной Флавием Филостратом, и данные из других, подчас таинственных, источников. ” ( из предисловия к книге от издателя).
Предлагаемые вашему вниманию выписки из книги Дж .Р. Мида “Аполлоний Тианский “особо ярко характеризуют личность этого филисофа.
– родился в Тиане, городе на юге Каппадокии. Его родители происходили из древнего рода и были довольно богаты. С детства он проявлял признаки хорошей памяти и склонность к наукам;
– молился и медитировал три раза в день – на рассвете, в полдень и на закате. Говорят, что предметом его поклонения было «Солнце», т.е. Господь нашего мира и сопредельных миров;
– вёл крайне аскетическую жизнь, но при этом был силён физически, и даже в возрасте восьмидесяти лет был здоров каждым суставом и органом, отличался отличным телосложением и стройностью. Было в нём и некое обаяние, благодаря которому в любом возрасте на него было приятнее смотреть, нежели на юных. И это при том, что его лицо было изборождено морщинами, обладал самой очаровательной внешностью и замечательным характером. Не был отшельником и проводил свою жизнь среди людей;
– за свои услуги он неизменно отказывался брать деньги, и его последователи тоже отказывались от всех подарков;
– на Фермопилах, взобравшись на вершину, сказал: «А я думаю, что это место – самое высокое, ибо те, кто пал здесь ради свободы, поднял этот холм выше Эты и выше тысячи Олимпов» (о спартанцах);
– обладал чувством юмора. Пример тому – его ответ на опасный вопрос Тигеллиния: «Что ты думаешь о Нероне?» – «Я думаю о нём лучше, чем ты, ибо ты думаешь, что ему нужно петь, а я думаю, что ему следует молчать»;
– в следующем замечании в адрес одного богатого юноши он проявляет столько же остроумия, сколько и мудрости: «Молодой господин, – сказал Аполлоний, – мне кажется, что не ты владеешь своим домом, а он тобой»;
– в том же стиле выдержан и его ответ одному ненасытному любителю поесть, хваставшемуся своим обжорством. Тот говорил, что подражает Геркулесу, который известен своими подвигами, так и добротной трапезой. «Да, – сказал Аполлоний, – но он был Геркулес. А какие достоинства есть у тебя? Ты можешь похвастаться только возможностью лопнуть»;
– говорил: «Воображение – это один из могущественных даров, т.к. оно позволяет нам стать ближе к реальности»;
– говорил, что закон обязывает нас умирать за свободу, а природа обязывает нас умирать за своих родителей, друзей и детей. Все люди связаны этими обязанностями. Но на мудреца возложена более высокая миссия – он должен умереть за своих учеников, за истину, которой дорожит больше жизни;
– из письма Критону: «Пифагор говорил, что самое божественное из искусств – это лечение. А если искусство врачевания самое божественное, то оно должно заниматься как телом, так и душой; ибо ни одно существо не может быть здоровым, пока больна его высшая часть»;
– познакомился с учениями платонической, стоической, периклотетической и эпикурейской школ философии. Но по-настоящему ему было интересно только учение Пифагора. При его изучении он проявлял необычайную глубину понимания;
– отказывался притрагиваться к любой пище животного происхождения, полагая, что она отупляет мозг и делает его нечистым. Он считал, что единственно чистая пища – та, которую производит земля: фрукты и овощи. Он также воздерживался от вина, ибо оно, хотя и делается из плодов, «делает мутным эфир в душе и разрушает спокойствие разума». Более того, он ходил босиком, отпустил длинные волосы и не носил ничего кроме полотна;
– когда ему было двадцать, умер его отец (мать умерла несколькими годами ранее). Осталось значительное состояние, которое Аполлоний предстояло разделить с братом, необузданным и распущенным юношей 23 лет. Свою долю наследства он распределил между братом и рядом своих родственников, а себе оставил жалкие гроши; сказал, что ему много не нужно, а жениться он никогда не станет. Теперь он принял обет молчания на 5 лет, ибо решил ничего не писать о философии, пока не пройдёт через такое полезное испытание… делал добрые дела молча и даже в юном возрасте начал бороться с пороками;
– об изучении языков он говорил: «Я тоже понимаю их все, хотя и не учил. Удивительно не то, что я знаю все языки людей, но я знаю даже то, что они не говорят» (о чтении мыслей). Существовало мнение, что он знает не только языки всех народов, но также язык зверей и птиц;
– несмотря на то, что он был недремлющим надсмотрщиком над самим собой, он не желал навязывать свой образ жизни другим, даже ближайшим друзьям и товарищам. Так он говорил Дамису (ученику), что не запрещает ему употреблять мясо и пить вино, но оставляет за собой право воздерживаться от этого;
– при выборе пути, куда направиться он говорил: «Что касается меня, то я должен идти туда, куда ведут меня мудрость и моё внутреннее «Я». Мои советчики – боги, а я не могу не доверять их советам».
Даже для современного человека, через века и тысячелетия, личность Аполлония Тианского являет собой пример бескомпромиссной борьбы человека с собственными недостатками, самоотверженной и безустанной помощи людям. Пример духовной силы и красоты.
Полная версия книги Дж.Р.Мида “Аполлоний Тианский” расположена в библиотеке сайта .