Н.Уранов. Дневники.

Дневники.

“Я предлагаю ввести в группы дневники, чтобы отмечать в них все хорошее, что было сделано за день, и все ошибки, которые были допущены. При ежемесячной проверке записей можно будет усмотреть, в чем преуспели или погрешили. При этом, начиная новый день, пусть каждый принимает решение не допускать в течение всего дня какого-нибудь определенного проступка, например, раздражения, грубости, лжи и т. д., а затем можно начать утверждать особую воздержанность, внимательность, вежливость, бережность к окружающим и т. д. Мне кажется, что ведение такого дневника во всех группах с целью самоанализа и усовершенствования поможет искоренению нежелательных привычек и замене их новыми и полезными качествами”. (Из писем Е.Р.).

Этот совет был приложен к жизни и дал быстрые и ощутительные результаты. Он ввел в процесс совершенствования ценнейшие элементы: внимательность, планомерную сознательность и познавание сокровенных рычагов жизни. Каждый вечер, прежде чем отойти ко сну, несмотря на поздний час и усталость, мы доставали наши дневники и подводили итоги дня. И сразу же резко бросалось в глаза наше внутреннее состояние. В эти моменты, точно полководец, наша светлая сущность обозревала фронт. Иногда мы фиксировали успешное наступление. Иногда мы убеждались, что фронт прорван во многих местах, и тут же принимали решения. Мы часто видели, как отдельный участок требовал напряжения всех сил, и понимали значение этих решительных битв. Мы радовались, видя, как возрастает битва, и печалились затуханию огня, зная, что сопротивление слабело из-за ослабления устремленности.

Одно трудно передать — это напряженность битвы. Что может сравниться с ураганами темных атак и яростью разбуженных стихий? Никто из тех, кто сам еще не испытал духовную битву, не поймет эти приступы смертельной тоски и тяжесть подавленности и удушья, эти моменты отчаяния и смятения, когда только бледность и воспаленные глаза заставляли окружающих спрашивать о здоровье. Но зато и радость победы не знают не ведающие духовных битв! Мы знаем, насколько серьезна и ответственна эта нескончаемая битва и как много зависит от нее не только для нас самих, но и для многих и для мира, если самая страшная и кровопролитная война есть лишь отражение побед и поражений, есть лишь следствие битвы в могучем океане мира причин.

Можно представить себе, каким ценным пособием будут такие дневники, которые приведут к истинному знанию, не отделенному от жизни, не отвлеченному, но такому же насущному, как знание приемов боя и умение стрелять для воинов земных.

Вместо того, чтобы развивать и совершенствовать земные армии, каждый человек мог бы обладать более целесообразными и могучими армиями в себе самом и направлять эти силы на водворение великой жизни на Земле, если бы он осознавал хотя бы частично психическую энергию — высшую из человеческих сил. Но дневники очень помогут в этом, если будет нужное чтение Книг и если сознание будет соответствовать качеству записей, нужному для продвижения.

Было замечено, что желая в какой-нибудь день не допускать определенного проступка, мы в суматохе дня забывали о нашем решении. При первых шагах такая слабость легко возможна. Поэтому можно выбрать семь своих наихудших свойств и в течение продолжительного времени каждому из них уделять определенный день недели. Например:

воскресенье — раздражение,
понедельник — обидчивость,
вторник — грубость,
среда — осуждение,
четверг — недовольство,
пятница — страх,
суббота — самомнение.

Было замечено, что очень скоро такое распределение крепко врезалось в сознание, и пробуждаясь утром, например, в воскресенье, мы уже готовы к встрече с врагом — с раздражением. Интересно заметить, что в будущем каждое воскресенье приобретает колорит нераздражения, и сознание в эти дни будет действовать как автомат, постоянно напоминая о принятом решении. Еще интереснее то, что перечисленные семь свойств со временем не допускаются сознанием уже в каждом дне, и тогда можно начать думать о качестве каждого свойства в отведенные ему дни недели.

То же можно сказать и об утверждении добродетельных свойств. Но, конечно, предлагается строго продумать, прежде чем избрать и распределить свойства. Здесь не излишним будет не только знание своей шкалы, но и знание светил.

Фиксируя ошибки и добрые дела, мы в конце концов заметим, что причина их лежит в нескольких отрицательных свойствах и нескольких основных добродетелях. Из них-то мы и можем избрать по семь, и когда настанет время позаботиться об улучшении качества, то от этих свойств мы затронем разветвления как вниз, так и вверх, не забыв об их родителях, сестрах, братьях и детях. Может быть, таким путем мы когда-нибудь придем к несению в каждом дне какого-то одного качества, которое включит в себя все, и, что самое главное, это качество будет полным и действительным аккордом, но не жалкой попыткой, когда сразу применяющий это единое качество и считающий, что он делает это блестяще, не применяет его и на тысячную часть, ибо он еще не познал практически всей широты и всего объема этой великой силы.

Говоря о семи днях недели, семи отрицательных свойствах и семи качествах, мы имеем в виду семь основных центров нашей конституции и сердце как синтез синтезов. Но о дальнейшем пусть каждый подумает сам.

Учение говорит: “Разве не увлекательно, если опытным порядком можно установить шкалу качеств?”. Уже теперь мы видим, насколько это интересно и насколько при действительном совершенствовании шкала качеств становится необходимой.

2 апреля 1939 г.

ЗАПИСИ

“Записи имеют огромное значение”. (Аум, 314)

“Беспредельность” говорит, что каждая ступень эволюции имеет свою энергию, и психическая энергия есть та энергия, которая поднимет человечество на величайшую ступень в истории Земли. Невозможно себе представить те возможности, которые даст человечеству психическая энергия, если даже неограниченное и грозное понятие Беспредельности будет утверждено. Страшный Суд, возвещенный Заветами, есть приход психической энергии, ибо, непринятая, она будет пламенем пожирающим, но принятая сознанием — окрылит, откроет спавшие центры для полета в запланетную даль. Так в овладении огненной энергией сложится все будущее и решится участь Земли. И если это так, то как же должны стремиться мы к осознанию ее, помня, как ценно время, помня, что “осознание есть уже почти овладение”. “Но прежде осознания — говорит Учение — нужно научиться внимательности”. “Поэтому — говорится дальше — очень полезны ЕЖЕДНЕВНЫЕ записи”. Даже спящая внимательность пробуждается ежедневными наблюдениями.

“Записывайте все особенные случаи. Только запись сохранит многие замечательные явления, они иначе тонут в сумерках безразличия… не стыдитесь записывать хотя бы кратко, что вам кажется особенным. Не взвешивайте, мало или велико, но считайте по необычности…”. Многие скажут, что необычайное случается слишком редко, что же будем записывать каждый день? Но Учение отвечает:

“Каждый день нечто необычайное происходит. Не нужно считать, что имеют значение лишь какие-то потрясающие явления, иногда уловление мысли или нахождение нужных страниц может дать очень показательный пример работы психической энергии”. “Ужас в том, что лучшие проявления энергии не вызывают внимания. Можно припомнить, когда люди видели и слышали очень замечательное, но закопали среди отбросов”.”… известно, что открыть закрывшийся сосуд можно, или разбив его, или найдя тончайший ритм. Так и в прочих проявлениях… нужно привыкать не ждать явлений со слоновой поступью, но знать лет бабочки”. Многие мечтают об огненных видениях, тогда как от появления намека на призрак слабое сердце уже готово расколоться. Конечно, большие явления могут открыть сосуд возможностей, но это будет слишком рисковано для жизни, и большинству остается вспомнить тончайший ритм.

Но Владыка говорит: “Почему настаиваю, чтобы записи велись ежедневно? Чтобы ритм не нарушался”; так, сопоставляя две приведенных цитаты, мы открываем глубокий смысл ежедневных записей. Но кто-то все-таки будет упрямствовать, самоуничижаясь. Приведем ему следующие слова Учения, уже отрезающие всякое отступление: “КАЖДЫЙ может наблюдать явления психической энергии в ЛЮБОМ месте и в ЛЮБОЕ время. Нужно сосредоточить внимание и хотя бы кратко отмечать замеченное проявление. Наверное, среди таких заметок будут и ненужные, но этим не следует смущаться”.

“Записи, — говорит Владыка, — имеют огромное значение, ибо проявления психической энергии необычайно быстро забываются”.

Исследуя Учение и указания с Гор, мы можем прийти к выводу о необходимости разбить записи на девять основных групп, ибо это может помочь углублению наблюдений, с одной стороны, и даст новоначинающим ясное представление о том, что может быть занесено в книгу записей с наибольшей пользой. Эти девять групп следующие:

  1. Проявления чувствознания. Пример: сегодня, идя по улице, внезапно вспомнил Г., о котором, не видя его уже три года, совсем забыл. Не пройдя и двух кварталов, столкнулся лицом к лицу с г-ном Г., появившимся из-за угла. Или: отправляясь в деревню Н., чувствовал тоску и нежелание ехать, похожее на предчувствие. Приехав в Н., подвергся нападению засевшей в деревне засады и едва спас жизнь. Или: во время рукопожатия с новопредставленным г-ном Б. почувствовал скользкое отвращение; через три недели записано, что Б, оказался предателем. Или: слушая объяснения секретаря, смотрел ему в глаза и почувствовал, что он лжет. Проверил и обнаружил. Эти три дня чувствовал, что что-то надвигается, и, действительно, через три дня наступило тяжелое жизненное испытание. Можно много привести примеров, когда сердце, наполняясь психической энергией, уже не смущаясь сроками, проникает в будущее своими излучениями и несет предвестие наступающего, когда сердце, не смущаясь расстояниями и материальными преградами, своими излучениями соприкасаясь с сущностью людей, мест или кармического узла, телеграфирует, как верный разведчик. От таких случаев недалеко и до тех моментов, когда сердце, соприкасаясь с высшими сферами, принесет и высшее сверхзнание.
  2. Проявление огня, когда мы видим, слышим, осязаем и т. д. огонь. Эти проявления Огненного Мира могут быть чрезвычайно разнообразны. В Учении упоминаются следующие: самозажженный и не жгучий огонь, звезды и искры цветные, вспышки пламени. При этом Учитель советует замечать, в каком состоянии находились испытавшие явление, какие были окружающие условия, при каких мыслях появляются, например, звезды, их окраска и величина. Эти наблюдения не будут носить только зрительный характер, но, как говорит Владыка, даже искры “начнут скоро сливаться в пламя нового понимания основ”, т. е. переродят мировоззрение и понимание основных истин. Также различные звучания могут быть очень значительны. Например, струна в воздухе, звон колокола без колокольни, различные шумы и звоны в глубине слухового аппарата без внешних причин. Будет важно отметить, когда и при каких условиях, которые могут быть чрезвычайно индивидуальны, все упомянутое происходило. Конечно, не менее значительны и запахи, которые могут раскрыть сущность тонкого окружения. Можно иногда ощутить во рту вкус металла и т. д.
  3. Проявления Тонкого Мира, сливающиеся с последними из приведенных явлений Огненного Мира, но весьма различные в зрительном отношении. Соприкосновение с жителями Тонкого Мира и многие другие “сверхъестественные” явления, а также все, связанное с выходом, полным или частичным, тонкого тела. Но эта область не требует примеров, ибо проявления ее всегда производят резкое впечатление и вряд ли пройдут незамеченными, чего нельзя сказать про явления огня, где быстро находят подходящее объяснение и так же быстро забывают.
  4. Замечательные сны. Это целая обширная область записей, могущих приобрести исключительно важное значение, коль скоро осознано приобщение во время сна к Тонкому Миру. Во сне можно видеть прошлое и будущее. Во сне можно получать предупреждения и указания. Во сне можно участвовать в делах Тонкого Мира — сражаться и побеждать земных врагов и получать различное знание. Та же мерка — необычайность — подскажет, какой сон надо записать. Во сне возможно многое невозможное сейчас на земле — даже с Иерархами возможно встретиться во сне, сохранив реальность ощущений.
  5. Замечаемые знаки. “Каждому из позванных буду давать знаки, — говорит Владыка, — но надо принять их”. Трудно заметить эти вехи, часто посылаемые для облегчения кармы. Они могут быть и во сне и в повседневной жизни. Они могут быть как случайное сочетание обстоятельств и как одно слово или одна буква. “Иногда — говорит Учение — вызывает удивление, почему знаки из Тонкого Мира так странны и нуждаются в размышлении и толковании. Причина этого — закон кармы. Именно размышление и толкование уже возбуждают самодеятельность и таким образом облегчают и даже не зарождают карму… Высокие Существа и хотят намекнуть о многом, но рассеянность людей мешает дойти таким ценным советам. Не только из Тонкого Мира, но и в земном существовании применялись притчи как средство косвенного указания. Но история отмечает много случаев неприятия самых спешных советов”… Каждый из нас может посетовать на свою внимательность, прочтя следующие строки “Озарения”: “Даю знаки каждый день…” “Пусть сотрудники поймут, — читаем в Мире Огненном — что каждый знак имеет назначение…” “Можно привыкать, что каждая весть от Нас есть нечто нужное. Пусть это будет одно слово или одна буква, но если она послана, значит это нужно”. Но, говорит Учение, “немногие понимают значение бдительности, для остальных руководство требуется в резких и повторных наставлениях, которые не могут не затронуть кармы. Но только огненное сердце поймет скрытое значение тонких знаков”, потому хватит о знаках, ежедневные записи помогут и тут, они помогут также не забыть предупреждение, но только воля и энергия, только удесятеренная зоркость помогут отклонить надвигающийся рок.
  6. Явления организма, связанные с пробуждением центров и космическими явлениями. Особенно замечательны эти записи бывают при сопоставлении с записями других. Различные боли и чувствования в один и тот же момент дадут яркое доказательство влияния космических токов на чуткие организмы. Различные боли могут предшествовать космическим катастрофам, а также предшествовать раскрытию центров, что будет очень важно для других в то время, когда начнется пробуждение центров у многих.
  7. Чувствования и пробуждения духа. Эти порывы беспричинной тоски или радости, припадки подавленности или сияющей легкости могут предшествовать тем земным событиям, выявление которых не замедлит последовать. Эти чувствования могут отразить и состояние Тонкого Мира и Земли. Эти чувствования духа Владыка называет очень важным показателем. Эти записи могут показать, насколько астрология или, вернее, астрохимия близки к нашей жизни и насколько близки мы к участию в жизни дальних миров.
  8. Мысли, носящие характер идей или откровений. Эти мысли, как бы приходящие извне, могут стать не только нашим сокровищем, но и сокровищем всего человечества, если мы утвердим себя смелыми приемниками. Сколько сокровищ скользит мимо предубежденных умов, привыкших к формам лишь дедушкиных туфель, но невероятная мысль уже будет необычна.
  9. Утверждаемые и изживаемые качества. Каждый день, просыпаясь утром, мы записываем в дневник какое-нибудь качество, которое решаем не допускать или утверждать в течение всего дня, например, раздражение, грубость, ложь, выдержанность, внимательность и т. д. Это очень поможет искоренению нежелательных привычек и заменит их новыми и полезными качествами. Для этого мы можем завести листок, разделенный пополам. Направо мы занесем наши положительные качества, налево — отрицательные. Различные поступки будут открывать нам наличие тех или иных качеств, не замечаемых прежде, и так мы будем обогащать наш листок — своеобразный аттестат сущности. Мы сможем прислушиваться к мнениям других — ибо говорят, что со стороны виднее. Так мы можем ежедневными ударами выковывать из себя тех, кто действительно может назваться воином Владыки. Записи помогут и здесь.

Теперь остается только воскликнуть — когда же все это можно успеть? Но это только кажется, ибо записи не потребуют много времени, и если полчаса будут вырваны из суеты дня, то можно быть уверенным, что они окупятся во сто крат.

30 октября 1938 г.

ЕЩЕ О ЗАПИСЯХ

“…от первой искры до пространственного Огня”.

Приближение и приобщение к стихии огня не может быть чрезмерно резким. Самое постепенное овладение будет наиболее отвечать усвоению этой опаснейшей и великой стихии. Между тем, среди стремящихся стезею огненной Йоги находится немало тех, кто, ожидая чудесных проявлений огня, пропускает мимо многие замечательные и тончайшие знаки. Бывает и так, что эти как бы мимолетные касания очень скоро и крепко забываются, в результате чего нечто действительно существовавшее перестает быть существующим в данный момент, тем самым затрудняя дальнейшее продвижение, ибо эти знаки огня бывают неповторяемы или, по крайней мере, не повторяются бесконечно там, где зоркость не утверждена. Бывает и так, что замеченным знаком намеренно пренебрегают как слишком “малым и незначительным”. Как будто малая звездочка не будет таким же доказательством, как пламя величиной с кулак. Но бывает и так, что не вызывают внимания лучшие проявления огня. Учение говорит:

“Ужас в том, что лучшие проявления энергий не вызывают внимания. Можно припомнить, когда люди и видели и слышали очень замечательное, но закопали среди отбросов. Какие преображения нужны для глаза человеческого?”

“Когда он видит и ощущает самозажженный и не жгучий огонь, он решает — электричество. Когда он слышит струну в воздухе и звон колокола без колокольни, он решает нечто смутное о звуковой волне.”

“Когда он видит цветные звезды около себя, конечно, он собирается к окулисту. Когда он видит образование в пространстве, он думает о метеорной пыли. Когда он ПОЛУЧАЕТ ИЗ ПРОСТРАНСТВА ПРЕДМЕТЫ, он только заподозревает соседа, дальше этого его воображение не работает. Но почти никогда он не обращает внимания на явления своего организма. Между тем из этих маленьких наблюдений слагается великий опыт.”

“Заключение не должно быть подсказано приказом, но должно пройти каналы психической энергии. Будем присматриваться”. — Так заканчивает Вл. главу 378 “Агни Йоги”.

Друзья, какое же заключение ждет Владыка от нашей чуткости?

О записях, о записях важных, необходимых, о записях самых простых говорят все книги Огненного Учения. То там, то тут мы читаем настойчивый совет — “записывайте, записывайте просто и коротко — кладите камни в фундамент постройки, из которой вырастет незыблемое здание Будущего”.

18 октября 1938 г.

Н.Уранов. “Огненный подвиг”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *