Таинственный предшественник К. Циолковского – Казимир Семенович.

Создание огнестрельного оружия и его широкое использование в XIV столетии коренным образом повлияли на развитие военного искусства. Артиллерия и ружья стали той силой, которая решала теперь исход сражений. Не остались в стороне от этого и земли Великого Княжества Литовского. Мало того, именно нашим соотечественником в середине XVII века был написан фундаментальный труд по огневому поражению противника, ставший основным учебником по артиллерии для армий ведущих европейских держав на протяжении полутора столетий! Речь идет об «Artis Magnae Artilleriae» («Великое искусство артиллерии») Казимира Семеновича.

Огнестрельное оружие на белорусских землях известно с 1380-х годов и пришло к нам, по всей видимости, от Тевтонского ордена. Мы знаем из хроник примеры применения как осадной (при штурме Кейстутом Юрборга в 1382 году, Ягайло Завихвоста в 1384 году и Витовтом Вильно в 1388 году), так и полевой (в битве на Ворскле в 1399 году) артиллерии.
Приблизительно в это же время огнестрельное оружие появляется и в соседней Московии (применение крепостной артиллерии во время обороны Московского Кремля от войск золотоордынского хана Тохтамыша в 1382 году). Здесь на развитие артиллерии большое влияние оказали наши соотечественники: долгое время литвинские пушкари в Москве считались высококвалифицированными мастерами, часто они работали в качестве мастеров и обучали артиллерийскому делу своих московских коллег.

Литвинская артиллерия вплоть до середины XVI века считалась сильнее московской, о чем наглядно свидетельствует ряд побед. Так, например, великий гетман К. И. Острожский разгромил московскую рать воевод М. И. Булгакова-Голицы и И. А. Челяднина под Оршей в 1514 году во многом благодаря превосходству артиллерии Великого Княжества Литовского. А в 1535 году полевой гетман Я. Тарновский быстро взял крепость Стародуб, применив до того неизвестный московитам способ ускоренного ее штурма: под прикрытием мощной артиллерийской поддержки с применением зажигательных снарядов литвины провели под валы Стародуба мины и проделали бреши, через которые и ворвались в город.

О высоком уровне развития на белорусских землях теории и практики огневого поражения противника сви­детельствует труд нашего  со­очественника Казимира Семеновича (?1600—?1651) «Великое искусство артиллерии», опубликованный в                Ам­стердаме в 1650 году. Биография этого человека полна тайн, не разгаданных до сих пор; она вызывает удивление, как и его гений, опередивший уровень развития современной ему науки на двести пятьдесят лет.

Уроженец Витебщины Казимир Семенович получил прекрасное образование, выбрал профессию военного инженера и принял участие в нескольких войнах, которые вела в то время Речь Посполитая с соседними державами. В конце 1644 года или в начале 1645-го он выехал в Нидерланды, где участвовал в войне с Испанией. Однако вскоре король Владислав IV Ваза отозвал Семеновича из Голландии и назначил его на службу в коронную артиллерию Польши на должность инженера артиллерии. По всей видимости, именно тогда, в Варшаве, Семенович и начал работу над серьезным научно-теоретическим трудом по артиллерии и пиротехнике.

В 1648 году Казимир Семенович был назначен на должность заместителя начальника коронной артиллерии и получил звание генерал-лейтенанта. Казалось бы, перед нами блестящая карьера военного! Однако в этом же году Семенович неожиданно был уволен с воинской службы новым королем Речи Посполитой Яном II Казимиром. О причинах случившегося существует несколько версий: то ли новоиспеченный генерал-лейтенант попался с нецелевым расходованием денежных средств (хотя судебное разбирательство в отношении его было прекращено и до нас дошло несколько вариантов решений суда, противоречащих друг другу), то ли сыграли свою роль придворные интриги и у нового короля сформировалось негативное мнение в отношении заместите­ ля начальника артиллерии (хотя Ян II Казимир согласился лично погасить все долги Семеновича). Как бы там ни было, Семенович оставил службу в армии и вновь уехал в Амстердам, где вскоре завершил и издал первую часть своей книги «Великое искусство артиллерии».

Чем был вызван этот второй его переезд в Нидерланды и почему книга была опубликована не на Родине, также неизвестно — создается впечатление, что у Семеновича остался негативный осадок от событий 1648 года. «Великое искусство артиллерии» было написано и издано на латыни и с большим интересом встречено в Европе. О научности труда Семеновича свидетельствует то, что в книге приведены цитаты более 200 авторов, при ее написании использовано более 260 произведений как античных мыслителей (Платона, Аристотеля, Сенеки, Эвклида, Архимеда), так и авторов эпохи Возрождения, а также современников. Книга свидетельствует о большой эрудированности Семеновича не только в области техники, баллистики и пиротехники, но и в химии, истории, медицине, природоведении и земледелии, — одним словом, она просто поражает своей многогранностью. Но главное, конечно, это оригинальные мысли и разработки самого автора.

Наибольший интерес вызывает третий раздел этого труда — «О ракетах». В нем Семенович приводит описание конструкций ракет, их топлива, производства и пускового оборудования. В книге представлены чертежи ракет с различными типами стабилизаторов (в том числе «дельта»), даны обзор технологии ракетного производства и состав некоторых видов пороха для изготовления твердотопливных ракетных двигателей. Впервые в мире им выдвинут целый ряд новаторских идей: создания и применения много­ступенчатой ракеты с большой дальностью полета, крылатой раке­ты, реактивной артиллерии. Семенович также впервые предложил использовать боевую часть с разделяющимися боеголовками, которые взрываются над целью на заданной высоте.

Детально исследовав применение ракет, Казимир Семенович, по сути, явился предшественником «Отца космонавтики» К. Э. Циолковского, который в своих трудах прямо ссылался на литвинского ученого XVII века. На протяжении ста пятидесяти лет «Великое искусство артиллерии» являлось наиболее основательным и авторитетным трудом по артиллерии и пиротехнике и неоднократно переиздавалось на французском, немецком, английском и голландском языках.

Издав первую часть «Великого искусства артиллерии», Семенович приступил к работе над второй книгой. Но в самый разгар своей деятельности он неожиданно и таинственно исчез — послед­ нее документальное свидетельство о его деятельности относится к 1651 году. До сих пор неизвестно, что с ним произошло, и высказываются самые разнообразные версии его гибели: от убийства голландскими специалистами в области артиллерии, считавшими, что ученый-литвин выдал их профессиональные тайны, до смерти в результате тяжелого заболевания. Это еще одна тайна биографии Казимира Семеновича.

Обширный и подробный труд Семеновича был переведен на многие языки стран Европы и многократно переиздавался. На протяжении полутора столетий он вообще оставался единственным европейским учебным пособием по артиллерийскому делу. Известно, что Казимир Семенович до смерти успел подготовить и вторую часть своей книги, которая должна была вместить подробную историю развития артиллерии от древнего мира до дней его жизни. Однако до наших дней данная книга не дожила, хотя были сведения, что еще в начале XX века она хранилась в Санкт-Петербурге в библиотеке Артиллерийского музея.

В свое время по книге Казимира Семеновича учились Ньютон, российский император Петр Первый и французский Наполеон Бонапарт. Отец и основоположник российской космонавтики Циолковский прямо ссылался на Казимира Семеновича в некоторых своих работах. А американское космическое агентство NASA и вовсе называет Семеновича одним из основоположников всей ракетной техники.

 

Источник:  “Великое наследие Беларуси”. Сергей Лютко  , Минск “Беларусь” , 2019г.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *