Великий гений – Махатма Ганди

«Если хочешь изменить мир, сам стань этим изменением»

2 октября 2019 во  многих странах мира отмечается 150-летний юбилей со дня рождения Махатмы Ганди.

Знаменитый политический деятель, не придававший самому себе большого значения. Человек, который посвятил себя служению людям и принял смерть от тех, за чью свободу боролся. Он писал, что вся его жизнь была подчинена поискам истины.

Пройдя путь от молодого застенчивого юриста, принадлежавшего к касте торговцев, до одного из самых знаменитых людей XX века, индийца, получившего от современников титул «Махатма» («Великая душа»), Ганди показал, что философские принципы могут быть маяком и опорой в жизни. Он смог объединить свой народ и привести его к свободе путем «упорства в истине», ни разу не прибегнув к какой-либо форме насилия.

В двадцать первом веке люди все меньше интересуются мировой историей и начинают забывать о выдающемся историческом деятеле – Махатме Ганди. Полное имя великого индийца – Мохандас Карамчанд Ганди.  Махатма (Великая душа) – это прозвище Ганди, которое он получил от Рабиндраната Тагора, величайшего писателя Индии.

Мохандас Карамчанд Ганди родился в Порбандаре, ныне это штат Гуджарат, 2 октября 1869 г. Семья Ганди занимала видное положение в обществе, хоть и принадлежала к ростовщической касте бания (варна вайшьев). Отец Мохандаса Каба Ганди был женат четыре раза. Первые три жены умерли. От первого и второго браков у него остались две дочери. Четвертая жена Путлибай родила ему дочь и трех сыновей. Мохандас  был самым младшим.

Как пишет М.Ганди в своей автобиографии “Моя жизнь”: “Отец был предан своему роду, правдив, мужествен и великодушен, но вспыльчив…Отец никогда не стремился к богатству и оставил нам совсем небольшое состояние. Он не получил никакого образования, а лишь приобрел большой практический опыт; в лучшем случае он доучился до пятого класса гуджаратской школы. Об истории и географии отец не имел никакого понятия. Но богатый жизненный опыт помогал ему решать самые сложные вопросы и управлять сотнями людей. Он был малообразован и в религиозном отношении, но у него была та религиозная культура, которая свойстственна многим индусам благодаря частому посещению храмов и слушанию религиозных проповедей.” Тем не менее  он был министром в Порбандере, Раджкоте, а затем в Ванканере , членом раджастханского суда.@””О матери я сохранил воспоминание как о святой женщине Она была глубоко религиозна и не могла даже подумать о еде, не совершив молитвы. Она считала своим долгом ежедневно посещать хавели — храм вишнуитов. Если мне не изменяет память, мать ни разу не пропустила чатурмаса…Она накладывала на себя строжайшие обеты и неукоснительно их выполняла…Мать была весьма здравомыслящим человеком, она была прекрасно осведомлена о государственных делах, и придворные дамы с уважением отзывались о ее уме.”

В тринадцатилетнем возрасте Мохандаса Ганди женили на его ровеснице Кастурбай.Свою невесту Ганди впервые увидел в день бракосочетания. В девятнадцатом веке браки в детском возрасте были повсеместно распространены в Индии. От жены Мохандас имел четырех сыновей.  она  ставшла его верным другом и помощницей на всю жизнь.

В 1878 году молодой Карамчанд отправился в Лондон на учёбу,  чтобы стать адвокатом.  Там  он познакомился с различными религиями и философскими течениями. “Обращение к «Гите» неизменно помогало мне и в минуты отчаяния… она стала моей настольной книгой…   я прочел «Ключ к теософии» м-м Блаватской. Книга эта вызвала во мне желание читать книги по индуизму. ”

“Мой молодой ум пытался объединить учение «Гиты», «Света Азии» и Нагорной проповеди. Я видел, что высшая форма религии — отречение, и это глубоко запало в мою душу.”

В 1891 году Ганди вернулся в Индию и через два года покинул ее, что бы начать работу в Южной Африке. Именно в Африке  Ганди полностью осознал, насколько бесправными являются индийцы и представители других народов и рас по сравнению с европейцами. В Африке Махатма встал на путь борьбы против колониального и расового угнетения, который продолжал до конца своих дней.

В этот жизненный период Ганди знакомится с творчеством Л.Н. Толстого, которого в дальнейшем он называл идейным наставником.

В 1915 году Ганди возвращается в Индию и начинает движение за независимые права Индии против британских колонизаторов. В Индии Махатма организовал движение граждан за справедливость – «Сатьяграха». Сам он соблюдал посты, стал воздерживаться от интимных отношений с женой, одеваться в нищенскую одежду. Ганди использовал метод голодовок и протестов, принуждая британских администраторов идти на переговоры.

В 1921 году Ганди стал главой Индийского конгресса и провозгласил безропотный курс на создание независимого индийского государства.  Ганди подвергался аресту в 1922-1924 гг., а также в 1942-1944 гг.

Долгая ненасильственная борьба принесла свои плоды, в 1947 году Великобритания объявила о создание двух республик по религиозному принципу на месте индийского доминиона: Пакистана (в который также входил Бангладеш) и Индийской Республики.

Махатма был против разделения Индостана на две части. Мыслитель предвидел будущую межрелигиозную войну. Попытавшись остановить разгоравшуюся войну, Ганди призвал мусульман и индусов к миру и объявил голодовку. После того, как резня была остановлена, радикальная индусская организация «Хинду Масабха», которая желал продолжения бойни, объявила Карамчанда своим врагом.

20 января 1948 года радикалами была совершена первая попытка убийства Ганди. Через десять дней 30 января Натхурам Годзе тремя выстрелами застрелил Мохандаса.   Ганди, находясь на грани смерти, простил своего убийцу. Смерть Махатмы окончательно остановила межнациональную рознь, вызванную разделением доминиона на два государства.

Новая философия освободительной борьбы

Махатма Ганди являться творцом уникальной философии борьбы – Сатьяграха. Данная философия построена на принципе ненасилия (ахимсе). Сатьяграха основывалась на том, что можно добиться независимости индийского народа путем пассивной сопротивления, которая выражалось в бойкоте британских товаров, отказ от сотрудничества с британской администрацией, и также отказа от уплаты налогов в казну Великобритании.

Сатьяграха во много раз увеличила траты Британии на содержание своей колонии и существенно уменьшила доходы. Опасаясь, вероятного восстания, после начала Второй Мировой войны и не в состоянии больше нести финансовые потери, Британии в начале 40-х годах соглашается предоставить независимость Индии.

По своим религиозным убеждениям Махатма Ганди был индуистом-вишнуитом. По мере жизни Ганди постиг всю ущербность варно-кастовой системы, и начал критиковать ее, в первую очередь одобрил межкастовые браки.  Наиболее горячо Махатма отстаивал права касты неприкасаемых. Ганди считал, что у всех людей,  независимо от вероисповедания и цвета кожи,  присутствует божий дух. Неприкасаемых Ганди именовал хариджанами (божьими детьми) и своим личным примером пытался разрушить общественную неприкасаемость. Как уже писалось, Махатма был против раздела Индостана на два государства, также Ганди активно выступал против войны, как способа разрешения конфликтов. Сохранились два письма Мохандаса к Адольфу Гитлеру, где он убеждал лидера нацистов отказаться от войны.

В настоящее время значение Ганди в мировой истории недооценивают. Этот удивительный человек совершил уникальное: он не только разработал философию ненасильственного сопротивления, но и сумел претворить ее в жизнь. Сатьяграха способствовала обретению Индией независимости.

Если бы мировые лидеры восприняли  отказ от насилия в решении территориальных конфликтов, как их убеждал Махатма, то Второй мировой войны можно было бы избежать.

В Дели был установлен мемориал Ганди Самадхи, где похоронили часть праха великого борца за мир.

В 2008 году 30 января, в шестидесятилетие со дня гибели Ганди, на мысе Коморин над морем развеяли часть его праха.

Ганди Джаянти – национальный индийский праздник по случаю дня рождения Махатмы Ганди.

Он празднуется ежегодно 2 октября и объявлен ООН как Международный День Отказа от насилия.    

Самая известная книга Махатмы Ганди — его автобиография под названием «Моя жизнь». В ней автор рассказывает об освобождении Индии и своих духовных исканиях.

Источники:       М.Ганди. “Моя жизнь”
                                   https://indiya-land.ru/hi
                                    https://www.newacropol.ru
https://indianochka.ru/ku

Книгу М.Ганди “Моя жизнь” можно скачать в библиотеке сайта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *